От года до полутора
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование умения выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава чисел 12, 15 и 18.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с составом числа 18.
Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 с опорой на состав чисел 12, 15, 18.
Формировать умение устанавливать соответствие между рисунком, изображающим состав числа, и записью сложения.
Закреплять умение моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять представление о сложении и вычитании как об обратных действиях.
Закреплять умение использовать при вычислениях переместительное свойство сложения.
Закреплять понятия «год», «полгода», «полтора года».
Закреплять понятия «старше» и «младше», сравнивая возраст.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Развивать вычислительные навыки.
Виды деятельности
- Изучение состава числа 18.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с опорой на состав чисел 12, 15 и 18.
Сложение однозначных чисел.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись решения текстовых задач.
Установление соответствия между схемой и равенством.
Установление соответствия между случаем вычитания и обратным ему случаем сложения.
Ключевые понятия
- Состав числа 18, сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, решение задач.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Закрепление состава чисел 12 и 15. Заполнение пропусков в равенствах. Работа с заданием № 1 учебника. Состав числа 18 в виде суммы одинаковых слагаемых. Учащиеся считают, сколько клеток в двух квадратах, и записывают число 18 в виде суммы одинаковых слагаемых: 9 + 9 = 18. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Актуализация понятий «год» и «полгода». Учащиеся переводят данные в месяцы и записывают равенство: год — 12 месяцев, полгода — 6 месяцев, 12 + 6 = 18. Закрепление умений определять количество месяцев в году и в половине года, сравнивать числа. Учащиеся читают предложения, в которых указан возраст, сравнивают числа и определяют, кто старше или младше. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника. Решение задачи связано с понятием «полтора». Это слово можно объяснить на примерах с демонстрацией изображений или реальных предметов: полтора яблока — это целое яблоко и ещё пол-яблока; полтора стакана воды — целый стакан и ещё полстакана. В задаче используется словосочетание «полтора года», значит, это год и ещё полгода: 12 + 6 = 18 (мес.) — исполнилось Ане; 18 – 7 = 11 (мес.) — было Ане 7 месяцев назад. Закрепление понятия «полтора». Учащиеся выбирают рисунок, соответствующий условию: на нём должно быть изображено полтора стакана сахара. Дети объясняют, какое количество сахара изображено на остальных рисунках: один стакан, полстакана, два стакана. Можно предложить детям ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы на всех рисунках было изображено полтора стакана сахара?» Ответ. Добавить полстакана, добавить полный стакан, зачеркнуть во втором стакане половину сахара. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Закрепление понятий «год», «полгода», «полтора года». Заполнение пропусков в равенствах. Работа с заданием № 4 учебника. Учащиеся записывают равенства используя понятия «полгода» и «полтора года» с опорой на состав числа 18: 6 + 3 = 9 (мес.) — возраст Вани; 18 – 9 = 9 (мес.) — будет полтора года. |
5 | 5. Первичное закрепление | Учащиеся читают предложенные словосочетания со словом «полтора», выбирают вариант, который нельзя использовать в речи, и объясняют свой выбор. Можно предложить придумать предложения с данными словами и другие примеры «правильных» и «неправильных» словосочетаний со словом «полтора». Работа с заданием № 5 учебника. Учащиеся записывают число 18 в виде суммы двух чисел. Существует единственный вариант записи числа 18 в виде суммы двух однозначных чисел — 9 + 9. Остальные варианты — сумма двузначного числа с однозначным: 10 + 8, 11 + 7, 12 + 6, 13 + 5, 14 + 4, 15 + 3, 16 + 2, 17 + 1. Записывать суммы, полученные перестановкой слагаемых, не нужно, но желательно вспомнить необходимость использовать переместительное свойство сложения. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 6 учебника. Тренировка в запоминании сумм, равных 12, 15 и 18. Вычитание, основанное на знании состава этих чисел. Дополнительно. Какие ещё суммы однозначных чисел равны числу 12; числу 15; числу 18? Учащиеся находят значения выражений и соединяют записи с одинаковыми ответами. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 7 учебника. Работа со схемами, составление равенств. Закрепление умения увеличивать число на несколько единиц. Вычисления в пределах 20. Учащиеся прибавляют 9 к каждому из чисел в таблице и записывают результаты в нижней строке. |