Особенности текста-описания
- Познакомить с особенностями текста-описания: отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте.
- Текст-описание.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — составление текста-описания с опорой на рисунок в учебнике; сравнение текстов. Выполняется фронтально. После того как ученики прочитают задание, учитель просит их назвать признаки чашки, изображённой на рисунке. Скорее всего, ученики отметят форму чашки, наличие ручки, рисунка, её предназначение. Учитель записывает на доске эти ответы и предлагает подумать: «Будет ли интересным текст, если мы просто перечислим отмеченные вами признаки чашки: форму, рисунок и то, зачем она нужна? Попробуйте пофантазировать — добавить в описание чашки то, что не видно на рисунке, но что сделает текст интересным». Если ученики не поймут задания или не справятся с ним, предложите вопросы из рубрики «Подсказка»: «Как вы думаете, чья это чашка, кто любит из неё пить? А может быть, эта чашка осталась одна, а раньше их было много? Когда пьют чай из этой чашки — каждый день или в торжественные, особые дни?» После того как в описание будут добавлены ещё какие-то признаки (учитель фиксирует их на доске), можно составлять текст, заранее оговорив, чему он будет посвящён, какова его основная мысль, как он будет называться (рекомендуем на этом этапе работы ограничиться текстом из одного абзаца). Коллективный текст составляется по алгоритму, который был отработан на предыдущих уроках. Если позволит время и темп работы, ученики могут списать текст с доски в свои тетради, а затем сравнить записанный текст с текстом упр. 1 урока 22 (часть первая учебника). |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Упражнение 2 в учебнике — проверка понимания отличительных особенностей текста-описания: сравнение предложения (словарной статьи) и текста-описания. Выполняется фронтально. Обратите внимание. При анализе словарной статьи и текста-описания ученики должны отметить, что в словарной статье даётся точное толкование слова ночь, а в тексте ночь описывается, «рисуется», автор создаёт «портрет» ночи, которую он видит (или видел). Следует подробно проанализировать с учениками, какими выразительными средствами автор текста изображает картину ночи: ночное небо сравнивает с большим чёрным полем; звёзды — с белыми одуванчиками в поле; утро идёт (сравнение с живым существом) крадучись, накинув чёрное покрывало; кто-то выключил свет (темнота ночи сравнивается с темнотой в комнате, после того как погасят свет). Наиболее понравившиеся ученикам сравнения могут быть записаны в тетрадь (необходимо проверить правильность списывания). |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» подводит итог проведённой работе и обобщает наблюдения. |
5 | 5. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |