Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов системы Л.В.Занкова
Мы исходим из того, что современную культурно-историческую эпоху характеризуют интеграция, постоянно меняющиеся условия и поликультурное общество, которое строится на толерантности. Сегодняшняя реальность требует от человека умения целостно воспринимать мир, осмысливать себя и свою деятельность в контексте различных связей. Воспитанию такой личности могут способствовать интегрированные курсы.
Читайте также: Педагогические основы системы Л.В.Занкова
Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников по системе Л.В.Занкова
Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Ребенок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестке знаний, что, в свою очередь, создает высокий уровень трудности обучения. Данный дидактический принцип является педагогическим осмыслением ведущего для развивающего обучения положения Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка. Это положение стало базовым и при разработке образовательных стандартов. Высокий уровень трудности ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа осознания процесса учения: «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Создаются условия для самостоятельной деятельности ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, обсуждение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание-незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. В необходимых случаях оказываются меры помощи – от намекающей, ориентировочной до прямой, что помогает выдержать меру трудности.
Оперирование связями обеспечивает разноуровневую систематизацию знаний, промежуточное и итоговое их обобщение, что и придает обучению быстрый темп.
Интегрированный подход к структурированию учебных курсов позволяет решить основную задачу обучения в системе Л.В. Занкова – представить обучающимся широкую и, главное, целостную картину мира. Например, в курсе «Окружающий мир» вначале ученики исследуют связи только между объектами неживой природы, затем эти связи обогащаются связями между объектами живой природы, а затем – миром человека и тем, что он открывал, изобретал в разное историческое время. Сам за себя говорит подзаголовок курса ИЗО «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. Курс русского языка разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами. В курсе математики органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. Музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. Знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по литературе, истории музыкальных инструментов, изобразительному искусству.
Представим основные линии интеграции содержания, с учетом которых выстроены учебные курсы в системе Л.В. Занкова. К ним относятся сочетания материала:
- метапредметного, межпредметного и предметного характера,
- теоретической и практической направленности,
- изученного, изучаемого и пропедевтического ознакомления с будущим программным материалом,
- интеллектуальной и эмоциональной насыщенности.
Интегрированное содержание стало одним из важнейших условий организации деятельностного подхода, комплексного формирования универсальных учебных действий и индивидуализации обучения посредством многоаспектных заданий к одному содержанию – аналога Всероссийской проверочной работы и комплексной работы.
Подтвердим сказанное анализом примера из учебника по русскому языку.
В упр. 17 (2 кл.) даны рисунки лисы, бобра, волка, медведя, мыши, аиста, ласточки и приведено предложение:
В берлоге живет …, в гнезде – …, в гнездышке – …, в норе – …, в норке – …, в хатке – …, в логове – … .
Задания: Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни звуки букв гласных в корне.
При выполнении этого упражнения от ребенка требуется переключение с одного аспекта анализа словесного материала на другой: с осмысления лексического значения слов на правило записи и оформления предложения, правильной записи названий животных, затем на поиск однокоренных слов, выделение корневой морфемы, опять на анализ лексического значения слов и, наконец, переключиться на фонетический анализ. В результате выполнения столь многоаспектного задания явления языка предстали перед второклассниками целостно: в тесном переплетении смысла и грамматических законов, тем самым выйдя за рамки узкопредметных интересов.
Анализ содержания с разных сторон чрезвычайно ценен для становления ученика: понимать столь разнонаправленные задания, удерживать каждый раз новую цель деятельности; активизировать знания и умения из разных разделов учебного предмета; для воспитания волевых качеств, когда надо длительное время фиксировать внимание на одном содержании; для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос, ответил на другие в рамках одного упражнения, работая со всем классом, в группе или индивидуально. На таком широком поле возможностей нишу для развития найдет каждый ребенок, в том числе и одаренный. Поясним, мы понимаем индивидуализацию не как занятия с отдельным учеником, а как предоставление ребенку возможности найти свою нишу в коллективной или индивидуальной деятельности.
Именно такого переключения с одного аспекта анализа представленного материала на другой и требует выполнение Всероссийской проверочной работы по любому учебному предмету и выполнение комплексной работы, по результатам которых делаются выводы об усвоении предметных знаний и умений и сформированности метапредметных действий. Опыт таких действий дети, обучающиеся по занковскому комплексу, получают уже в течение многих десятилетий, начиная с первого класса. Работа обучающихся с многоаспектными заданиями обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся учебных ситуациях. Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, формируется прочность усвоения программного материала.
Продолжим анализ приведенного примера из учебника по русскому языку. При выполнении заданий к этому упражнению активизируется и, значит, может быть зафиксирован комплекс универсальных учебных действий, необходимых для начала 2-го года обучения. Для краткости мы назовем лишь очевидные. Личностные УУД: интерес к предметно-исследовательской деятельности, первичные умения оценки правильности ответов одноклассников; регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, ориентировка в учебном задании, нацеленное восприятие материала, планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, т.е. с размышлением, образное воображение с опорой на понимание лексического значения слов; умение довести дело до конца; контроль или самоконтроль, исправление результатов работы при необходимости; познавательные УУД: понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение высказывания в устной форме, группировка слов по заданному грамматическому значению, дифференциация понятий орфограмма – неорфограмма, подведение анализируемых объектов под понятия, звуковой, звуко-буквенный, морфемный анализ слов…; коммуникативные умения, требуемые при обсуждении вариантов ответов…
Приведенный пример подтверждает неоднократно озвученную нами мысль о том, что невозможно расчленить этапы учебной деятельности и, тем более, обозначить направленность того или иного упражнения на развитие какого-либо УУД: либо личностного, либо регулятивного, либо познавательного, либо коммуникативного. Любая деятельность и, конечно же, учебная начинается с мотивов (личностные УУД), далее следует информационно-ориентировочный этап (регулятивные УУД), затем исполнительский этап (познавательные УУД) и, наконец, этап, связанный с контролем, самоконтролем и внесением, если это требуется, коррективов (регулятивные УУД). Учебная деятельность на каком-то ее этапе обязательно осуществляется или фронтально, или в группе, или в паре, что требует коммуникативных умений. Однако результативность формирования названных УУД будет различной в зависимости от особенностей отбора и структурирования материала и от организации на этой основе деятельности детей.
Выше мы обозначили четыре линии интеграции содержания учебных предметов, они явно просматриваются в приведенном примере. Особо остановимся на интеграции теоретического и практического материала при ведущей роли теоретических знаний. Приведем описательный пример того, что необходимо знать и уметь ученикам, чтобы работать с безударной гласной в окончании глагола (программный материал 4 класса): 1) различать гласные и согласные звуки, 2) гласные ударные и безударные, 3) уверенно выделять окончание в глаголе, 4) отличать глагол от других частей речи, 5) отличать личные глаголы от глаголов в форме прошедшего времени, 6) отличать неопределенную форму глагола, 7) уверенно знать личные местоимения, 8) устанавливать лицо и спряжение глагола, помня о глаголах-исключениях, 9) при необходимости уметь подобрать неопределенную форму глагола, не меняя его вида, 10) различать глаголы совершенного и несовершенного вида, 11) при неясном варианте окончания обратиться к словарю.
Подобное представление автора учебника о каждой теме программы дает возможность оптимально выстроить ее во времени с 1 по 4 класс и в течение каждого класса.
Так, прежде чем дети при изучении курса «Окружающий мир» будут анализировать текст о причине смены сезонов, они должны узнать: о форме Земли, о наклоне ее оси, о ее движении вокруг Солнца, о роли Солнца в жизни Земли, понаблюдать за его высотой в течение дня и в разные сезоны, хотя бы летом и зимой …. При ознакомлении с природными зонами (3 класс) обучающиеся анализируют связи, представления о которых складывались постепенно: климатические условия, почвы, растительный и животный мир, сезонные изменения, жизнедеятельность людей, экологические проблемы.
Эти примеры, как и вышеприведенное упражнение, раскрывают объективный характер интеграции материала при построении курса, в каждой отдельной теме и даже в каждом отдельном упражнении. Возможность задействовать столь разнообразные связи в разных их сочетаниях создают условия для столь же разнообразной деятельности обучающихся: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом уровнях или на сочетаниях этих уровней.
Авторы учебников ушли от субъективности в структурировании материала, реализуя объективно существующие связи в преподаваемой науке и создавая реальные условия для организации деятельностного подхода в обучении.