Выступление в рамках Педагогического марафона учебных предметов, День учителя начальной школы.
Игорь Владимирович Потапов, кандидат педагогических наук, главный научный сотрудник лаборатории инноваций в начальном образовании НИИ столичного образования МГПУ, рассказал об особенностях организации исследовательской деятельности в курсе «Окружающий мир» системы УМК «Планета знаний». В ходе выступления он познакомил с возможностями УМК для подготовки детей к исследовательской проектной деятельности.
Линия УМК Г. Г. Ивченковой по окружающему миру представляет собой завершенный комплект: подробная методическая программа, учебник, две рабочих тетради, сборники проверочных и диагностических работ (последний особенно удобен для диагностики метапредметных результатов), а также сборники тестов и самостоятельных работ. Из всего «арсенала» педагог выбирает те пособия, которые считает нужным.
Линия полностью поддерживает программу «Планета знаний»: единая структура и типология заданий, единство подхода к организации внеурочной и проектной деятельности. Главной целью обучения предстает целостное представления ребенка о мире, который его окружает. Логика курса выражается в формуле: человек – природа – общество, причем человек играет роль связующего звена между обществом и природой.
Игорь Владимирович Потапов:
Нам часто приходится исправлять бытовые представления о мире, которых очень много. Например, дети считают домашними животными только кошек, собак, – а наша задача объяснить им, каких животных вносят в категорию домашних, по какому признаку.
Каким же образом УМК по окружающему миру готовит детей к исследовательской деятельности?
1. Умение видеть проблему: проблема начинается со слова «почему». С первого класса учим детей информационной грамотности. Например, даем задание: рассмотри рисунок, задай другу вопрос по картинке, начиная с определенных слов. Мы учим его задавать проблемный вопрос. Затем предлагаем посмотреть на задачу с точки зрения исследователя: какую проблему можно решить с помощью данного опыта? Наконец, мы просим ученика прямо – «сформулируй проблему».
2. Умение выдвигать гипотезу: работа в начале каждой темы позволяет ребенку строить различные предположения. Не стоит ограничивать детей, называя одну гипотезу правильной, а другую неправильной: все гипотезы, прозвучавшие в классе перед изучением новой темы, следует проверять.
Все дети разные: спрашиваете их, что будет с веткой ивы, если срезать ее и поставить в воду? Они могут дать ответы: зацветет, пустит корни, засохнет, сгниет. Берем во внимание все гипотезы – потом их будет очень интересно вспомнить и примерить к результату.
3. Умение выбрать способ исследования: этому помогут некоторые задания из тестов и самостоятельных работ. Как отличить одно растение от другого? И затем – каким способом ты нашел ответ? Поначалу достаточно, чтобы ребенок понимал, что он наблюдал, затем сравнивал, затем сделал вывод.
4. Умение доказывать: его можно тренировать даже на проверочной работе: например, пусть ребенок не просто расскажет, что такое почва, а догадается опустить комочек почвы в воду, увидеть пузырьки воздуха и таким образом провести доказательство. Еще пример: чтобы узнать, что прочнее, глина или стекло, нужно придумать, каким образом оперировать с этими материалами, что наблюдать, что из этого следует.
Мы с вами часто используем классическую логическую схему: если, то. Мы предлагаем добавить сюда и третий элемент: если, то, так как. Это третье очень важно, чтобы формулировать правильный научный подход к исследовательской работе.
5. Умение планировать: оно формируется постепенно. В учебниках для первого класса даны примерные схемы действий при создании проектов, а в третьем классе дан только алгоритм: ребенку предоставляется возможность самому составить себе план работы.
Если целенаправленно отрабатывать какой-то принцип в течение долгого времени, он обязательно разовьется. Это касается и проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, формирование у ребенка необходимых для исследовательской деятельности навыков происходит постепенно, почти незаметно для учеников. Это процесс, не оторванный от программы, а органично вписанный в нее. Вы просто год за годом погружаете ребенка в мир проектной деятельности, где гипотезы, проблемы, задачи и выводы – давно знакомые и ясные понятия.