Особенности олимпиад и конкурсов по МХК и истории искусства
Современные образовательные программы предусматривают развитие художественного вкуса еще в дошкольном обучении. Однако у старшеклассников есть не так уж много возможностей проявить себя перед поступлением на искусствоведов и культурологов. Единственным «прямым» путем, скрепляющим по вертикали школу и вуз в данной области, является участие в профильных олимпиадах по МХК и искусствоведению. Форматы главных олимпиад и примеры заданий представила Елена Медкова, эксперт Института художественного образования и культурологии РАО.
Положение предмета МХК
Олимпиады и конкурсы по мировой художественной культуре очень отличаются друг от друга. А все потому, что это относительно молодой предмет и его концепция менялась год от года. Автор МХК Лия Предчетенская определяла предмет достаточно широко, но эти взгляды в угоду времени ограничивались догмами коммунистической культуры. На первом месте стояли соцреализм, критический реализм и Ренессанс как противопоставление средневековым устоям.
Юрий Солодовников ввел в теорию Средневековье, восточную культуру (в том числе культуру Месопотамии). На уроках начали рассказывать обо всех видах искусства: не только о живописи, скульптуре и архитектуре, но также о театре, литературе, музыке и т.д. Сегодня огромную популярность имеют книги по МХК Галины Даниловой со взглядом на искусство через призму личности и общества (эти книги занимают 65% рынка).
По мировой художественной культуре отсутствует ЕГЭ, и при поступлении на культурологические и искусствоведческие факультеты учитываются экзамены по непрофильным дисциплинам: истории, обществоведению, литературе. Проявить себя профильно ученик может на олимпиаде. Рассмотрим концепции соревнований по МХК на Московской олимпиаде школьников и на Всероссийской олимпиаде школьников.
Московская олимпиада школьников (МОШ)
МОШ по истории искусств проводится для учеников 8–11 классов при участии Центра педагогического мастерства, исторического факультета МГУ и Государственной Третьяковской галереи. Олимпиада ориентирована на осмысление именно изобразительного искусства, а литература, музыка и другие направления подключаются только с точки зрения контекста.
Уже на заочном туре ученики сталкиваются с вопросами, выходящими за рамки школьной программы, а также с задачей написать эссе. Очный тур проходит в Третьяковской галерее, где будущие искусствоведы имеют возможность поработать с подлинниками. В 2019/2020 учебном году заявлена тема «Авангард. Список № I. К 100-летию Музея живописной культуры». В 2018/2019 году олимпиада была посвящена выставке «Илья Репин». Ранее организаторы обращались к темам «Оттепель», «Некто 1917».
Примеры заданий
Эссе. Сравните две картины: «Не ждали» И.Е. Репина и «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Что общего и чем отличается трактовка традиционной темы в картине Репина?
Перед учениками была поставлена очень сложная задача. Они должны были обнаружить библейские корни (мотив блудного сына) в реалистической работе Репина. То есть распознать одну тему в контексте разных эпох и провести анализ.
Другие темы эссе по И.Е. Репину
- «Потрясающее впечатление — еще не признак художественности». Как вы понимаете эту мысль Максимилиана Волошина, высказанную им в 1913 году в связи с покушением на картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»?
- Александр Бенуа в 1930 году написал: «...настанет время, когда Репин оживет, когда его снимут с полки и взглянут на него по-новому... и к искусству XIX века можно будет подойти с тем любопытством, с которым люди подходят к раскопкам, таящим величайшие ценности...» Как вы думаете, это время уже наступило?
- Сравните картины «Запорожцы» и «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» как групповые портреты.
- Сравните пространство и движение в картинах «Крестный ход в Курской губернии» и «17 октября 1905 года».
- Сравните свет и цвет в картинах «На солнце» и «Осенний букет».
Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ)
ВсОШ по искусству проводится для учеников 5–11 классов под эгидой Минпросвещения России. Олимпиада состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного (для учеников 9–11 классов заключительный этап делится на две ступени). В региональном этапе обычно принимают участие 3-5 тысяч человек. ВсОШ охватывает все направления мирового художественного искусства. Олимпиада ориентирована на проектную деятельность: во втором туре очного этапа всегда есть проектное задание.
Заключительные этапы олимпиады проходят в разных городах — их отбирает оргкомитет (по заявкам). Часть заданий традиционно привязана к месту проведения последнего тура. Также в заданиях учитываются главная тема года и сопутствующие события, ближайшие государственные праздники.
Например, в 2015 году заключительный этап проходил в Санкт-Петербурге и главной темой стал Михайловский замок. Ученики должны были изучить окружение, экстерьеры, экспозицию. На практическом этапе школьникам предстояло создать макет книги, включив в нее как можно больше деталей и разделов. Условия предполагали написание аннотации, предисловия, вступительной статьи и послесловия, а также ограничения по объему — все как при издании настоящей книги.
В 2018 году в Казани школьникам предлагалось сравнить памятники Мусе Джалилю, проработать произведения искусства, отраженные в популярном сериале «Молодой папа», создать проект музея, посвященного куклам, и выполнить еще много других увлекательных заданий.
Советы по подготовке к искусствоведческим олимпиадам
- Уделите особое внимание сравнительному анализу художественных произведений (в том числе по таким критериям, как жанр, тема, цвет, пространственные решения). Научите находить разность и общность.
- Научите детей проводить фронтальный анализ произведения: какая задача стояла перед автором, какие материалы и техники он использовал, кто герой, какое представление получила работа и т.д.
- Учите школьников давать развернутые письменные ответы на вопросы, письменно рассуждать.
- Привлеките к подготовке учителя литературы. Ученик должен быть хорошо знаком с жанром эссе и уметь работать с литературными отсылками.
- Обращайтесь к сложным темам, таким как «Проблема времени в разных эпохах», «Помпеянские фрески и их влияние на развитие дизайна», «Единство формы и изображения», «Кросс-культурный анализ мостов», «Представления о театре», «Творчество современных художников», «Интерпретации знаменитых произведений „на новый лад“» и т.д.
Высшие учебные заведения предоставляют разные преференции для победителей и призеров олимпиад. Подробнее их можно изучить на сайте конкретного учебного заведения.
#ADVERTISING_INSERT#