Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности путем решения ситуационных заданий
Функциональная грамотность определяется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Результаты пятнадцатилетних российских школьников в международном исследовании PISA свидетельствуют о не высоком уровне естественно-научной грамотности. Таким образом перед российским образованием стоит задача повышения уровня естественно-научной грамотности российских учащихся, а значит, и соответствующей модернизации содержания и методов обучения в области естественно-научного образования.
Необходимость решения этой задачи вытекает из майских (2018 г.) указов президента Российской Федерации, согласно которым, наша страна к 2024 году должна войти в десятку ведущих стран мира, лидирующих по качеству общего образования. Предстоит переориентация системы образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века», функциональной грамотностью, развитием позитивных личностных установок, мотивацией обучения и стратегий поведения обучающихся. Кроме того, функциональная грамотность и ее оценка — содержание нового проекта ФГОС.
Цель — разработка инструментария и технологии оценки способности применять полученные знания для решения учебных и практических задач.
Разработанный инструментарий составит основу банка учебных заданий практико-ориентированного характера и будет широко использоваться в учебном процессе как в качестве оценивающих, так и формирующих знаний.
Часть заданий ориентирована на подготовку к тесту по оценке общеобразовательных достижений учащихся PISA.
В основе подхода лежит составление ситуационных заданий, позволяющих интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов, что существенно расширяет образовательное пространство школьника.
Ситуационные задания — это задания, помогающие учащемуся последовательно осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.