Основания. Технологическая карта урока химии
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
- Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.
- Метапредметные: развивать интеллектуальные способности обучающихся: анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное, делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем, сотрудничать с одноклассниками, работая в группе, совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
- Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.
Тип урока: Комбинированный.
Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании химии.
Оборудование. На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2.
На столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Оргмомент (Цель: создать мотивацию к учебной деятельности) Создание проблемной ситуации (Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) |
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (Слайд 2) Из следующего списка выпишите: оксиды. СuО, KOH, LiOH, Fe2О3, Nа2O, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, ZnО, SO2, Cu(OH)2. |
– Ученики записывают их в тетрадях, фронтально вслух проверяют, дают названия веществам. |
Учитель вносит изменения на слайде в две колонки (слайд 2). – Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными? – Запишите их в третий столбик. |
– Новый класс веществ.
|
|
Учитель вносит на слайде формулы оснований в третий столбик. – Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные? – Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах? |
– Эти вещества являются сложными по составу. |
|
– Что стоит на втором месте? |
– Атом металла. |
|
– Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества – гидроксидами или основаниями. |
– Группа ОН. |
|
– Какой класс веществ мы будем изучать сегодня? |
– Основания |
|
2. Этап целеполагания на уроке (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок) |
-Назовите тему сегодняшнего урока? – Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений? Учитель вместе с учащимися составляет план (слайд 3). |
– Основания. (слайд 3) Учащиеся записывают тему урока и план в тетради. План 1. Определение. 2. Классификация оснований. |
3. Этап «Открытие нового знания» |
– Сколько гидроксигрупп содержится в каждой из этих формул? – А атомов металла? – Следовательно, чему равен заряд гидроксогруппы? – Чем будет определяться количество гидроксогрупп? – Сформулируйте определение оснований. – выведите общую формулу оснований по составленному определению. |
– Разное количество. – Всегда один. – Единица. – Степенью окисления металла. – Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп (слайд 4). Учащиеся записывают определение и общую формулу в тетради. |
4. Первичная проверка усвоения нового материала |
(слайд 5) 1) Какое из двух веществ можно отнести к гидроксидам: а) NaOH или NaNО3 б) Ca(OH)2 или CaO? Ответ мотивируйте. 2) Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы гидроксидов. Приложение 1. (слайд 6) 3) Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы гидроксидов: SO3, LiOH, H2O, H2CO3, Fe(OН)2, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, Fe(OН)3, H2SO4. |
Учащиеся выполняют задание в тетрадях. |
5. Этап «Открытие нового знания»
|
Работа в группах. (слайд 7) Давайте дадим названия новым веществам: LiOH, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3 Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 31 стр. 138. |
Учащиеся составляют алгоритм: гидроксид + название металла в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития, Fe(ОН)2 – гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 – гидроксид железа(III). |
6. Первичная проверка усвоения нового материала. |
(слайд 8) Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III). – Некоторые основания имеют тривиальные названия, найдите их названия в тексте параграфа с. 138 и запишите в тетрадь: KOH – едкое кали; NaOH – едкий натр; BaOH – едкий барит; Ca(OH)2 – гашеная известь, в растворе – известковая вода. |
Учащиеся выполняют задание в тетрадях. – Ученики записывают названия |
7. Вторичная проверка усвоения нового материала. |
(слайд 9) Установите соответствие формул и названий веществ |
Ученики выполняют задание, зачитывают. |
8. Этап «Открытие нового знания» |
– Постарайтесь разбить их на три колонки. Что получилось? Проверим на слайде 10. – По какому признаку вы их разделили? – Ребята, а что мы с вами только что сделали? – Таким образом, мы перешли ко второму пункту плана. И провели первую классификацию – по составу. На слайде 10.
Классификация по составу: – Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент. |
Ученики выполняют задание, зачитывают. – По количеству гидроксигрупп. – Провели классификацию. |
9. Проверка правил техники Безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами) |
– В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. Недаром их называют едкими. |
Учащиеся называют правила работы с щелочами, стеклянной посудой |
10. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей) |
– На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете? – Следовательно, на какие еще группы делятся основания? – Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости. |
Учащиеся проводят опыт – (после проведения опыта.) Белое вещество растворилось, а синее – нет. – Растворимые и нерастворимые в воде (слайд 11)
|
11. Первичная проверка усвоения нового материала. |
Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости. |
Ученики выполняют работу в тетрадях, затем фронтально проверяют. |
12. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей) |
– Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов. Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды. |
|
Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора?
|
– Раствор стал малиновым.
|
|
– Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде. |
– учащиеся комментируют, записывают в тетрадь. |
|
Учитель проводит эксперимент. – Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II). Сделайте вывод. |
– Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют.
|
|
– По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция. – Давайте проверим, будет ли этот гидроксид изменять окраску индикаторов? |
– Гидроксид кальция относится к малорастворимым основаниям.
|
|
Учитель приливает к Ca(OH)2 воду и фенолфталеин. Цвет индикатора изменяется на малиновый. |
– делают вывод. Ca(OH)2 – щелочь. |
|
– Из курса природоведения вспомните, как можно обнаружить углекислый газ? |
– Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа. |
|
– Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными. |
– Ученики проводят лабораторный опыт 9, рис 61 на стр. 117. |
|
13. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия) |
– Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах?
Я понял, что … |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
14. Домашние задание. |
– Прочитать текст § 31 – Ответить на вопрос № 1 – 4 |
|
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.