Организация госзакупок в 2019 году. Рекомендации руководителям государственных и муниципальных учреждений образования
С этого года упраздняется необходимость внешней экспертизы при несостоявшихся электронных закупках, а к заказчикам-субъектам РФ и муниципальным заказчикам возвращается функция блокирующего контроля со стороны казначейства при формировании планов и графиков закупок. Об этих и других обновлениях рассказал в вебинаре корпорации «Российский учебник» ведущий эксперт института управления закупками им. А.Б.Соловьева НИУ ВШЭ, преподаватель кафедры «Управление государственным и муниципальным заказом» факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Бурков.Идентификация предмета закупки
Идентификация предмета закупки по-прежнему должна быть корректна. Для этого необходимо обратиться к каталогу товаров и услуг.
Если говорить о закупке учебников, то характерная ее особенность в том, что можно включать в описания конкретные наименования и фамилии авторов, поскольку закупки такого рода регулируются специальными нормативными документами Министерства образования. В связи с этим не прописываются нейтральные спецификации (ГОСТы в данном случае носят рекомендательный характер и не относятся к названию продукции). Самое главное, чтобы была карточка каталога. В таком случае закон разрешает нарушать правило «товарный знак или эквивалент» или «иной идентификатор промышленной собственности или эквивалент».
Приведем определения из ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения»:
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Есть позиции в каталоге товаров, работ, услуг.
Типовой контракт отсутствует. При этом могут быть региональные рекомендации по закупке печатных изданий.
Закупка учебников за бюджетные средства
Для бюджетного учреждения граница применения закона о контрактной системе проходит через понятие «бюджетные средства». Бюджетные учреждения осуществляют закупку по правилам закона 44-ФЗ от 5 апреля 2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» во всех случаях, кроме закупок:
-
за счет грантов,
-
в качестве исполнителя по контракту,
-
за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности.
Закупка учебников за бюджетные средства как закупка мелкого объема осуществляется в следующих формах:
-
Согласно п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ – до 100 000 рублей, до 5% совокупного годового объема закупок или общей суммой до 2 млн. рублей.
-
Согласно п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ – до 400 000 рублей, до 50% совокупного годового объема закупок (но общей суммой не более 20 миллионов рублей).
Часто говорят, что некий предмет закупки, который теоретически мог бы быть закуплен иными способами, искусственно кратно измельчается под закупку мелкого объема. Однако существует совокупный годовой объем закупок – для бюджетных учреждений он определится по плану финансово-хозяйственной деятельности. От всех денежных средств, которые подлежат оплате по заключенным контрактам и договорам, берется 5% – и это объем мелких закупок. Иных ограничений на количество таких закупок и идентификацию их по кодам и позициям каталога не существует (это стратегия закона о контрактной системе). Претензии к заказчику об искусственном дроблении предмета закупки не состоятельны. Но, разумеется, надо соблюдать деловую опрятность и не закупать мелкими партиями в один день у одного поставщика один вид товара.
Закупка мелкого объема не требует обоснования. Отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта оформляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ №555 от 5 июня 2015 г. Закупка отражается в планах и планах-графиках закупок одной строкой по каждому коду бюджетной классификации. Договоры могут заключаться в любой форме из предусмотренных ГК РФ.
Способы закупки претерпели множество изменений в 2019 году. Так, например, кроме случаев, относящихся к теме государственной тайны, все конкурентные способы закупок переведены в электронный формат. Появился электронный конкурс – он похож на электронный аукцион, но заявка состоит не из двух частей, а из трех: качество, цена и квалификация. Закупка учебников по конкурсу априори невозможна, поскольку печатные издания закреплены в Распоряжении Правительства РФ №471-р от 21.03.2016г. Если планируется закупка на сумму свыше 500 000 рублей, электронный аукцион обязателен. Если речь о сумме меньше 500 000 рублей, могут допускаться запросы котировок, которые сейчас также переведены в электронный формат. Это упрощенный способ, относящийся к конкурентным. Сама инфраструктура электронных закупок была полностью переработана. Больше информации – в общих «Правилах проведения электронных закупок».
У электронного аукциона есть черта, самое простое обоснование: это наиболее открытая и прозрачная система закупок. Однако существуют нюансы, и при государственных закупках могут возникнуть проблемы, о которых многие люди даже не догадываются. Например, если речь идет о закупке профильных печатных изданий, возникает необходимость установить преимущество организациям инвалидов в размере 15%. Правда, об издателях учебников среди таких организаций неизвестно – но если документация не будет содержать ссылки на преференцию, это будет трактоваться как составление документации с нарушением закона.
К печатной продукции не применяются нормы национального режима, но есть много правил, которые распространяются на другие категории товаров. Например, деревянная мебель иностранного происхождения для закупок запрещена, на программное обеспечение наложен отлагательный запрет. Однако действие документов, в которых прописаны такие запреты и ограничения, на учебники не распространяется. У закупки учебников своя специфика.
Нужно помнить, что поскольку учебники – объект авторского права, они должны подтверждаться соответствующими документами. Согласно п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ, закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей осуществляется в случае, если издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование. Обоснование в этом случае – ключевой документ (обосновывается, в том числе, цена, заданная обладателем лицензии). Необходимо разместить извещение, которое обеспечивает эффективный мониторинг в ЕИС. Сведения о контракте включаются в реестр контрактов.
Популярный вопрос: как поступить, если учебник потерял свой статус и стал считаться учебным пособием? Можно ли приобрести его за бюджетные средства? Поскольку обоснования мелких закупок нет, то да – можно. В случае, когда нужно обоснование, есть возможность представить такой учебник как учебное пособие и приобрести за внебюджетные средства.
Аукцион, запрос котировок, госконтракт, реестр контрактов – если закупка учебников не превышает 1 млрд. рублей, отчет не нужен. Если свыше миллиарда, появляется дополнительный документ: об исполнении контракта.
Закупка учебников за внебюджетные средства
Закупка учебников за внебюджетные средства регулируется законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон был существенно изменен в 2018 году. В процедурном блоке происходит унификация. Раньше были вертикальные интегрированные структуры – теперь появились типовые положения, которые насильно вводятся в действие. Если бюджетное учреждение по какой-то причине не внесло необходимые изменения до 1 января 2019 года, оно будет находиться в ситуации нелегитимного положения о закупках, и до 2020 года пользоваться положением о закупках ему будет нельзя (все закупки придется проводить в рамках контрактной системы).
Закупка учебников – требования к продукции
С 2016 года действует норма, согласно которой описание при закупке должно максимально соответствовать тому, что написано в технических регламентах, а также в документах национальной системы стандартизации. Технический регламент содержит обязательные требования к продукции. Данные требования действуют независимо от того, хотел заказчик предъявлять эти требования к продукции или нет, поскольку требования обязательны с точки зрения государства. Товар подлежит обязательному декларированию соответствия. Содержание декларации о соответствии утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293.
-
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и стандарты
-
Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия