Составляющие урока литературного чтения
Как повысить качество урока литературного чтения и собственные профессиональные навыки — этим вопросом задаются многие учителя младших классов. Автор учебников, кандидат педагогических наук Ирина Хомякова в рамках серии вебинаров продолжает представлять современные нормы и формы организации учебного процесса в 1–4 классах.Приоритетное направление
Чтение – приоритетная деятельность в начальной школе. Среди 4 базовых предметов младших классов нет такого, который ребенок мог бы освоить, не умея читать. Это универсальное учебное действие позволяет ученику социализироваться, познать окружающий мир, стать личностью. Урок литературного чтения, в свою очередь, помогает сформировать читательскую и литературную грамотность.
Читательская грамотность – это:
- совокупность умений и навыков смыслового чтения;
- способность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствии с учебной ситуацией (помним, что эмоции, заложенные в тексте – тоже информация);
- ориентирование в окружающем мире с использованием текстовой информации;
- потребность в читательской деятельности, понимание ее значимости.
Читайте также: Смысловое чтение как совокупность универсальных учебных действий

Литературная грамотность – это:
- сформированная мотивация к самостоятельному чтению;
- осознание себя как читателя, понимание роли чтения в учебе и повседневной жизни;
- мастерство смыслового чтения;
- ориентирование в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы;
- готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.
Современный урок литературного чтения
Этапы изучения:
- 1 класс. Ученики слушают тексты. Педагог старательно отбирает жанры и темы материалов, поскольку закладывает основу будущего обучения и восприятия.
- 2 класс. Ученики читают некоторые тексты самостоятельно. В процесс обучения вводятся практические задания на работу с текстами.
- 3 класс. Ученики начинают знакомство с теорией литературы (формы выражения, типология жанров, темы текстов).
- 4 класс. Ученики изучают историю становления детской литературы, произведения отечественных и зарубежных классиков.
Составляющие авторского УМК «Литературное чтение» для 1–4 классов корпорации «Российский учебник»:
-
Учебники. Позволяют организовать учебный процесс с учетом условий, прописанных в новых нормативных документах.
-
Электронные формы учебников. Помогают повысить эффективность современного урока.
-
Рабочие тетради «Смысловое чтение». Содержат упражнения на понимание смысла прочитанного и использование информации, заложенной в текстах.
-
Книга программ + диск с рабочей программой учителя. Предлагает планирование системы формирования предметных и универсальных учебных действий.
-
Книги для учителя: «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». Представляют структуру уроков, инструменты контроля знаний, методические материалы по психологии и дидактике (позволяющие педагогу повысить свой профессионализм), а также специальные тексты для чтения учителем вслух.

В помощь педагогу
Советы по организации урока:
- Задавайте учебную задачу перед слушанием.
- Уже в первом классе предлагайте детям, которые хорошо читают, читать небольшие отрывки самостоятельно.
- Разделяйте тексты на смысловые отрезки, после чтения каждого отрезка обсуждайте содержание.
- Обсуждайте проблемные вопросы, решить которые без вашей помощи дети еще не могут.
- Переводите в групповую и парную работу те задания, которые ученики могут сделать самостоятельно.
- Организуйте дифференцированное обучение для «продвинутых» детей.
- Актуализируйте знания, которые дети получили до школы.
- Подводите итоги урока вместе с детьми, учите ребят понимать и принимать выводы.
- Используйте дополнительные рубрики, чтобы сделать уроки более «живыми»: «Любимая книга», «Экскурсия в библиотеке», «Проектная деятельность» (элементарная, со 2-го класса) и другие.
Возможные учебные задачи перед прочтением текста:
- Слушая/читая сказку, постарайся представить ее героев. (Для последующего обсуждения поведения и характера героев);
- Читая текст, обрати внимание на его главную мысль. (Для осмысления идеи, заложенной автором);
- Читая рассказ, обрати внимание на события. Подумай, почему они произошли. (Для наблюдения за развитием основной сюжетной линии).
Обучая ребенка чтению помните, что любовь к литературе нельзя сформировать без участия родителей. Но речь идет не о совместном выполнении домашних заданий. Важно, чтобы дома в принципе была развита культура чтения, чтобы ребенок видел взрослого с книгой в руке.
