Организация проведения фенологических осенних наблюдений. География. 5 класс. План-конспект урока
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум.
Практическая работа № 2. Организация проведения фенологических осенних наблюдений.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас «Люби и знай свой край», диск «Времена года», Полевой дневник (тетрадь в клетку 12 листов), фотоаппарат.
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
|
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для учащихся |
|||
1. Организационно-мотивационный этап урока |
||||
Определение темы урока |
Мы опять в школе географа-следопыта, но теперь в другой роли: фенолога-наблюдателя. – Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок? |
– Называют тему урока. |
|
|
– Как вы думаете, почему мы эту тему будем изучать именно сейчас? |
Объясняют причины: – На прошлом уроке были изучены причины смены времен года. – Начало учебного года – начало наблюдений |
|||
– Сформулируйте цель нашего урока |
Высказывают формулировки: – Научиться вести фенологические наблюдения |
|||
Формулирование задач урока |
Перечислите действия, которые нам нужно на уроке совершить, чтобы достигнуть поставленной цели |
Перечисляют задачи:
|
|
|
Создание мотивационной установки |
Просмотрите видеофрагмент «Один год за 40 секунд» и назовите природные явления, которые вызвали изменения, продемонстрированные в фильме. На прошлом уроке изучили причины смены времен года и астрономические их границы. Назовите их. Совпадают ли даты наступления времен года с астрономическими, и по каким внешним признакам мы можем определить наступление определенного времени года? А существуют ли они? |
Называют природные явления, вызванные сменой времен года в одной местности: таяние снега, появление листьев на деревьях, травы, прилет птиц, пожелтение листьев, листопад. – Называют даты наступления астрономических времен года. – Высказывают свои предположения |
|
|
2. Процессуально-содержательный этап урока |
||||
Фенология как наука |
Изучить содержание понятия «фенология» и определить фенологические признаки начала различных времен года |
– Выделяют в тексте учебника необходимые данные на стр. 22. – Заполняют таблицу в рабочей тетради стр. 12 (3 и 4 колонки) |
|
|
Составление плана осенних фенологических наблюдений |
Познакомиться с предлагаемым перечнем фенологических наблюдений и составить свой план наблюдений на осень. |
– Читают текст с.р. 22-23 и выделяют и уточняют объекты наблюдения на осенний период. – Перечисляют дополнительные признаки осени |
|
|
Подготовка к фенологическим наблюдениям |
Перенести в обычную рабочую тетрадь таблицу «Календарь природы» с. 22 учебника.
Изучить в атласе «Люби и знай свой край» с. 22-23 Познакомиться с фенологическими описаниями в хрестоматии дальневосточной природы С.Д. Шлотгауэр «Времена года». Просмотреть видеофрагмент диска «Времена года» и выделить основные признаки разных периодов осени |
– Вычерчивают таблицу в Полевом дневнике (обычная тетрадь в клетку 12 листов). – Выбирают фенологические сроки наступления осени, и проявление их в разные периоды осени. – Выбирают фенологические описания в хрестоматии дальневосточной природы («Сентябрь - златоцвет» с. 131–154). – Знакомятся с фрагментом фильма «Времена года» |
|
|
Фиксация осенних наблюдений в полевом дневнике |
Провести первые наблюдения (на пришкольном дворе) и сделайте первые записи в Полевом дневнике по результатам наблюдений |
– Распределяются по группам по объектам наблюдения (погода, растения, животные, сельскохозяйственные объекты) и записывают результаты наблюдений |
|
Фотографирование объектов для фотоальбома «Времена года» |
3. Этап закрепления |
||||
Закрепление |
1. Вопросы для беседы:
|
Отвечают на вопросы |
|
|
– Почему в разных районах края разные показатели температуры воздуха |
– Делают вывод о неравномерном нагреве земной поверхности из-за разного угла падения солнечных лучей |
|||
– Какие еще изменения происходят в природе с наступлением осени? |
– Называют изменения в растительном мире, в мире животных, на водоемах, в жизни человека |
|||
|
2. Игра – «Узнай явление природы» «Фенологические проявления осени» |
Прослушивают фрагменты стихотворений, художественных и музыкальных произведений и дают название описанных явлений |
Описание красоты осени в стихах, художественных и музыкальных произведениях, народных приметах, пословицах и поговорках |
|
4. Рефлексивный этап урока |
||||
Рефлексия деятельности |
Продолжи предложение «Чтобы научиться проводить фенологические наблюдения, мы …» |
Познакомились с предметом изучения науки «фенология», выбрали объекты наблюдения, составили план наблюдений, подготовили таблицу фиксации наблюдений (обобщение проведенных действий) |
|
|
Рефлексия эмоционального состояния |
Ребенок закрашивает клеточки, анализируя и оценивая свою работу на уроке |
Анализ и оценка своего эмоционального состояния |
|
|
5. Объяснение домашнего задания |
||||
Обязательное задание |
Выделить в тексте определение «фенология» и записать его в тетрадь |
Провести наблюдения, найти информацию в дополнительных источниках |
|
|
Дополнительное задание (по выбору) |
Составить рассказ об осени (можно нарисовать картину, сделать аппликацию, написать стихотворение и пр.) |
|
|
Оформление творческой работы |