Как организовать инклюзивное образование в обычной школе
В современном мире растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По Закону «Об образовании в РФ» они могут обучаться в любой школе по месту жительства.В современном мире растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По Закону «Об образовании в РФ» они могут обучаться в любой школе по месту жительства.
Однако не всегда образовательная организация может предоставить адекватные условия, и в этом случае целесообразно прибегнуть к сетевому взаимодействию, чтобы привлечь ресурсы и услуги специалистов других учреждений на договорной основе. О том, как это лучше сделать, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 29 Энгельсского муниципального района Саратовской области, модератор творческой группы Федеральной инновационной площадки Центра образования «Школа здоровья № 1679» (Москва) Елена Дробышева.
– Ваша школа имеет опыт сетевого взаимодействия с разными организациями. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– В нашей школе из 719 учащихся 150 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 56 имеют статус инвалида.
Это ребята разных нозологических групп: с нарушениями интеллекта, расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития и сочетанными нарушениями (в том числе тяжелые множественные нарушения развития). Поэтому мы по праву считаем себя инклюзивной школой. Два года назад мы начали выстраивать модель межсетевого взаимодействия, стали осуществлять совместную деятельность с разными учреждениями на договорной основе, причем не только нашего муниципального района, но и организациями и учреждениями Саратовского и других регионов. Сейчас в нашу сеть входят разные организации всех уровней образования – от дошкольных учреждений до политехникума, а также региональная общественная организация инвалидов города Саратова «Ты не один», Центр образования «Школа здоровья № 1679» (Москва), лицей № 1 имени К. С. Отарова города Тырныауза Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики.
– С какой целью выстраивается такое взаимодействие? Какую функцию выполняет каждая организация в сети?
– Учреждение, вступившее на путь межсетевого взаимодействия, должно проанализировать, для каких целей нужен данный вид сотрудничества, каких результатов вы хотите достичь, какие проблемы решить, каких специалистов привлечь на договорной основе. Приведу конкретные примеры.
В вашем учреждении не созданы условия для аттестации детей с легкой степенью умственной отсталости. Для них предусмотрен экзамен по профессионально-трудовому обучению, практическая часть которого проходит в мастерских. Если в вашем учреждении нет оборудованных мастерских, вы можете заключить договор с другой организацией, где такие мастерские есть. В таком случае обучающиеся могут посещать практические занятия в этом учреждении и там же проходить процедуру аттестации. Например, наша школа заключила договор с политехникумом и коррекционной школой для решения этой задачи.
Благодаря планам совместной работы в рамках межсетевого взаимодействия мы оказываем консультативную, методическую помощь педагогам, получаем рекомендации медицинских работников, врачей-специалистов, проводим совместные праздники, посещаем внеклассные мероприятия в других учреждениях.
– Сегодня в школу приходят дети с самыми разными заболеваниями. Как сетевое взаимодействие помогает организовать для них помощь?
– Если в вашем учреждении обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, то им нужен постоянный контроль врача-психиатра, слабовидящим детям – консультации офтальмолога, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата – ортопеда. Такую разнообразную медицинскую помощь реально обеспечить только на договорной основе с поликлиникой или другим близлежащим медицинским учреждением, и тогда специалист регулярно наблюдает таких детей. Целесообразно заключить договор со специалистами центральной или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии либо центрами практической психологии с целью получения консультативной помощи или приглашения специалистов на заседания консилиума в своем учреждении. Также в числе ваших партнеров могут оказаться общественные организации и благотворительные фонды, коррекционные школы, учреждения дополнительного образования, среднего профессионального образования, молодежные центры. Если необходимого специалиста нет в вашем городе или районе и территориальный доступ затруднен, то вы можете получить онлайн-консультацию по запросу. Сейчас такая форма дистанционного сотрудничества очень распространена.
– Как финансируется работа специалистов и организаций в рамках сетевого взаимодействия?
– Труд привлекаемого из сторонней организации специалиста оплачивается либо из фонда стимулирующих выплат, либо по договору совместного найма, либо осуществляется на безвозмездной основе по договоренности сторон. В данном случае все решают руководители образовательных организаций на местах.
– Если предположить, что все необходимые специалисты есть в штате учреждения, то как в данном случае выстраивается работа по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования?
– В данном случае важно организовать командную работу: команда специалистов составляет «дорожную карту» мероприятий на предстоящий учебный год. А потом все эти планы координируются на совместных заседаниях. Важно отслеживать динамику развития конкретного ребенка с ОВЗ, тщательно вести документацию сопровождения. С этой целью командой специалистов нашего учреждения были разработаны кейсы коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ, где отражены все данные ребенка, собраны ксерокопии необходимых документов: протокола психолого-медико-педагогической комиссии, заключения медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при наличии инвалидности), а также результаты обследования специалистов психолого-педагогического сопровождения, результаты внутренних мониторингов и т. п.
– Какую нормативно-правовую базу должны иметь учреждения, вступившие на путь инклюзии? Какие условия должны быть созданы?
– Во-первых, такое учреждение должно иметь лицензию на осуществление инклюзивной практики.
Во-вторых, руководители и педагоги образовательной организации должны уметь изучать протокол, который получает ребенок после прохождения процедуры психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальную программу реабилитации и абилитации, которая выдается каждому ребенку-инвалиду после прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ). В этих документах прописаны все необходимые медицинские мероприятия или психолого-педагогическое сопровождение для ребенка и специальные условия для его обучения.
Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо предусмотреть архитектурную доступность учреждения, так называемый безбарьерный доступ. В данном случае подразумевается либо отсутствие ступенек при входе в школу, либо пандус. Если в учреждении нет лифтов, то тогда следует построить расписание таким образом, чтобы ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата передвигался только по первому этажу либо перемещался с этажа на этаж с помощью специальных подъемников.
В-третьих, Закон № 273 «Об образовании в РФ», СанПиН, федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт образования детей с интеллектуальными нарушениями – нормативные документы, на которые нужно опираться.
В-четвертых, подзаконные акты. Это приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
– Как должны разрабатываться программы для обучения таких детей?
– Структура адаптированной программы одна и та же, а содержание всегда разное и зависит от нозологической группы (заболевание, отклонение в развитии), к которой относится конкретный ребенок.
При написании адаптированной программы лучше прибегнуть к услугам узких специалистов, собрать рабочую группу. Примерные программы, существующие на страницах Интернета, не всегда содержат достоверную информацию.
Кроме того, не нужно забывать о немаловажном нормативном документе – приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» тем учреждениям, которые имеют право на предоставление данной услуги.
– Одной из главных проблем инклюзивного образования является неготовность педагогов к принятию и обучению детей с ОВЗ.
– Прежде всего, учителям необходимо посетить психологический тренинг, который настроит на работу с такими детьми, пройти курсы повышения квалификации: если нет такой возможности в своем регионе, то
такую услугу можно получить дистанционно.
На платформе
сайта «Преемственность в образовании» в форме вебинаров можно посмотреть работу с каждой категорией детей: слепыми, глухими, ЗПР и т. д. Здесь обсуждаются не только теоретические основы, но и конкретные практические приемы работы, взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ.
Нельзя забывать и о том, что своевременно получить знания в той или иной области и консультацию грамотного специалиста крайне важно для успешной работы в области инклюзивного образования.
– Родители здоровых детей зачастую выступают против инклюзивного образования. Как перевоспитать взрослых людей с черствым сердцем и стереотипным мышлением?
– Для родителей, так же как для детей и педагогов, надо проводить уроки доброты, общешкольные мероприятия с участием детей с ОВЗ, психологические тренинги.
Данные анкетирования, проведенного в рамках работы творческой группы, показывают, что дети по-разному воспринимают своих сверстников с тем или иным ограничением здоровья. Например, проще всего им общаться с ребятами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата (с ними готовы общаться около 64% школьников). С детьми, имеющими нарушения речи, слуха и зрения, изъявляют желание общаться 57,7% их здоровых сверстников. Еще меньше сверстники воспринимают ребят с умственной отсталостью (51,1%).
Следовательно, педагогам и психологам есть над чем работать.
Не менее важной задачей школы, вставшей на путь инклюзивного образования, является работа с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Мамы таких детей, как правило, уже разочарованы по причине своих неудачных попыток получить своевременную квалифицированную помощь для своего ребенка и зачастую впадают в крайности. Они окружают ребенка гиперопекой или предъявляют к нему повышенные требования, иногда и вовсе изолируют его от окружающего мира. Это может быть как благополучная, так и неблагополучная семья, стоящая на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Очень важно раннее выявление детей с ОВЗ. В некоторых регионах проводят мониторинги детей от рождения до 18 лет с целью выявления разных групп нарушений. Чем раньше начинается коррекционная помощь, тем лучше результаты будут в дальнейшем.
При правильной организации инклюзивной практики выигрывают все: здоровые дети, дети с ОВЗ, педагоги. При неправильном подходе все перечисленные категории только теряют.
Поэтому давайте выбирать правильный путь!
Беседовала Ольга Дашковская