Орфография в начальной школе: методика обучения
Орфографические навыки нельзя приравнивать к орфографической грамотности — уверена ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Марина Кузнецова. Представляем вашему вниманию ответы эксперта на главные вопросы, связанные с обучением орфографии в младшей школе.
Что главенствует: орфографические навыки или орфографическая грамотность?
Одни эксперты ставят знак равно, другие выделяют навыки. Однако Марина Кузнецова считает, что развитие общей грамотности гораздо важнее. Чистые навыки дети, как правило, применяют только в решении конкретных учебных задач на уроке русского языка и не переносят их на другие предметы, в жизненные ситуации.
Интересные результаты показывает мониторинг PIRLS. Как известно, в международном исследовании уровня читательской грамотности российские младшеклассники занимают лидирующие позиции. Мониторинг, к счастью, не учитывает орфографические ошибки в письменных ответах. В текстах наших школьников орфографических ошибок очень много.
Проявления орфографической грамотности нужно искать там, где она не является целью. Об этом говорится и в примерной основной образовательной программе начальной школы.
Выпускник научится:
-
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
-
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-
безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
-
писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
-
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Как соотносится изучение орфографии и системы языка?
Эффективность достигается только при системном подходе. Нельзя рассматривать изучение орфографии как единственный приоритет на уроках русского языка в начальной школе. Ребенку нужна подготовка к изучению орфограмм, представления о взаимосвязях внутри языка, работа с примерами. Только понимая как, почему и для чего существует та или иная орфограмма, младшеклассник сможет усвоить обширный, сложный материал и после применять его в жизни, вне школьных упражнений.
На какой анализатор целесообразно опираться при обучении правописанию?
Само письмо включает все анализаторы, поэтому нельзя пренебрегать в обучении правописанию ни одним из них. Конечно, у каждого ученика есть сильные стороны: кто-то лучше запоминает на слух, кто-то зрительно. При обучении нужно задействовать все анализаторы и помочь ребенку выбрать тот, на который он будет опираться в дальнейшем.
Некоторые эксперты апеллируют фактом, что в прошлом дети успешно обучались грамоте с опорой только на зрительный и двигательный анализаторы. Почему же сегодня так важно развивать фонематический слух? Нужно учесть, что 100 лет назад люди получали за один день гораздо меньше информации. Сегодня способы восприятия меняются из-за больших объемов информации, которые сложно принимать так же детально. Разумеется, у детей сохраняется двигательная память, зрительное восприятие, однако метод списывания уже не так эффективен для современных учеников. Согласно зарекомендовавшему себя методу известного советского психолога Даниила Эльконина, основой для всего последующего обучения орфографии является обучение действию звукового анализа.
Нужно ли использовать транскрипции?
Транскрипции нужны в том случае, когда их использование выстраивается эффективно. Транскрипция выполняет свою роль, связанную с орфографическим навыком, если ребенок действует по алгоритму, помогающему усвоить орфограмму. Например: «поставь знак ударения» -> «подчеркни безударную гласную» -> «запиши проверочное слово» -> «подчеркни расхождение звуковой записи и буквенной записи».

Когда следует начинать работу над орфографической грамотностью?
Работа над орфографической грамотностью должна начинаться уже с первого сентября первого класса. Формирование необходимых навыков выстраивается через дифференциацию звуков, закрепление образа букв в печатном и письменном, прописном и строчном вариантах.
Во втором классе следует готовить теоретическую почву и после добавлять к ней правила. Нельзя начинать изучение орфограммы «безударная гласная в корне слова» без знакомства непосредственно с корнем. Путь к усвоению правила лежит через наблюдения, потому что дети не готовы к высокой степени абстракции в правиле. С третьего класса ребята начинают использовать орфографию уже как средство для передачи мысли в создаваемых текстах.

Данные принципы реализованы в пособиях корпорации «Российский учебник» для начальных классов, серия «Школа XXI века». Букварь и тетради серии универсальны, их можно использовать как в полном комплекте УМК, так и совместно с другими пособиями.
Хотите обсуждать актуальные вопросы образования с нашими экспертами в режиме онлайн? Подписывайтесь на рассылку и получайте анонсы ближайших вебинаров!
#ADVERTISING_INSERT#