Описание. Повествование. Рассуждение
- Организовать комплексную работу с текстами разных типов; повторить пройденное.
- Описание, повествование, рассуждение, повторение.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Обратите внимание. Упражнения урока позволяют повторить пройденный материал с опорой на тексты различных типов. Форма выполнения заданий определяется учителем в зависимости от того, насколько успешно ученики усвоили признаки разных типов текстов, алгоритм (этапы) создания текста и способны ли они работать самостоятельно. Также по своему усмотрению учитель определяет объём работы и количество упражнений. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 (работа в группе) в учебнике — комплексная работа с текстом-повествованием. Учитель заранее пишет на доске вопросы, ответы на которые помогут ученикам сформулировать основную мысль. (О чём говорится в тексте? Зачем написан этот текст? Что хотел рассказать автор? Как заголовок связан с основной мыслью текста?) Важно проверить, умеют ли ученики опираться на ранее выполненные упражнения: сверяют ли свои действия с рекомендациями учебника, обращаются ли к текстам, записанным в тетради, советуются ли с одноклассниками, могут ли сформулировать вопрос и т. д. (Эти навыки самостоятельной учебной деятельности как условие её успешности должны постоянно культивироваться учителем.) При фронтальной форме работы упражнение выполняется традиционно: учитель задаёт классу вопросы об основной мысли текста и её связи с заглавием, о количестве абзацев (микротем) и ключевых словах каждого абзаца. Затем на доске записываются предложения — пункты плана. Учитель напоминает, что правильно составленный план текста — это его сжатое содержание, которое легко развернуть, опираясь на пункты плана (можно сослаться на упр. 1 урока 145, где дан план текста-повествования). Заголовок (или варианты заголовков, предложенные учениками) и план текста списываются учениками с доски в тетради. Дополнительное задание. Если позволяет время и учитель ставит перед собой такую задачу, можно предложить ученикам ещё раз прочитать текст в учебнике, затем закрыть учебник и по составленному плану попытаться его восстановить. В этом случае заранее следует выписать глаголы, как это делалось ранее при работе с текстом-повествованием; их можно записывать в скобках рядом с пунктом плана, например: 1. Автор увидел птиц на корме парохода (ехал, наблюдал, сидела, кружились, порхали, садились, располагались спать). |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — повторение признаков текста-описания. Рекомендуется как самостоятельное задание для учеников, испытывающих затруднения при работе с текстом-описанием. Подобное задание ученики выполняли на предыдущих уроках, поэтому важно проверить, справятся ли они самостоятельно с аналогичным заданием, какие образные выражения выпишут (учителю необходимо проверить правильность списывания). Результаты самостоятельной работы обсуждаются всем классом. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — работа с текстом, объединяющим описание (первый абзац) и рассуждение (второй абзац). Форму проведения определяет учитель. Первую часть задания — выделение описания и рассуждения — можно выполнять устно. Вторая часть — запись краткого содержания текста — предполагает предварительную работу: составление плана текста, выписывание образных выражений из первого абзаца, доказательство, что второй абзац — рассуждение (что он объясняет) и т. д. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (по выбору) в учебнике — подведение итога работы на уроках блока «Развитие речи». Если позволяет техническое обеспечение школы, учитель заранее готовит (распечатывает для каждого ученика класса) список вопросов для обсуждения. Примерные вопросы. Чему вы учились на уроках развития речи? Что узнали? Что было интересно? Почему? Что было неинтересно? Почему? Что у тебя получается лучше всего? Что ты пока не умеешь? Какие уроки запомнились больше всего? Почему? Что бы ты хотел(а) делать на уроках развития речи в 3 классе? В классах с высоким темпом работы и хорошим уровнем подготовки учеников можно провести работу по составлению плана будущего текста, используя предложенные вопросы. Опираясь на план, ученики должны устно (или письменно) создать собственный текст. Примечание. Не рекомендуем предлагать самостоятельное составление текста как задание на дом. |
6 | 6. Словарная работа | Записать слово февраль, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
7 | 7. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |