Ольга Журавлева: «Коррупция — уголовное преступление»
Объединенная издательская группа «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» готовит к выпуску пособие по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников. Читайте интервью с его автором, Ольгой Журавлевой.Ольга Николаевна Журавлева — профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, почетный работник общего образования Российской Федерации. Стаж педагогической работы — более 30 лет. Окончила исторический факультет Белорусского государственного университета, аспирантуру РГПУ им. А. И. Герцена. Имеет ученую степень кандидата педагогических наук по специальности «История». Автор учебников и учебно-методических пособий по истории России, различных публикаций и научных работ, член президиума Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Интервью с Ольгой Журавлевой, профессором, автором пособия по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников, готовящегося к изданию объединенной издательской группой «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ», вы можете не только читать, но и смотреть:
— Сегодня у нас в гостях замечательный человек – профессор, автор пособия по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников Ольга Николаевна Журавлева. Начнем с главного. Президент говорил, что коррупция – это угроза для любого государства. Что может сделать ваш курс?
— Слова президента трудно не учитывать. Это пособие — часть большой программы антикоррупционного просвещения всех граждан нашей страны. Оно адресовано всем педагогам, хотя в первую очередь ориентировано на учителей истории и обществознания. Мы считаем, что капля камень точит. Вспомним международный опыт: репрессивные меры не приносили результата, пока не произойдет перелом в общественном сознании. Пока, по словам одного из руководителей нашего государства, коррупция не станет неприличной, а не некой доблестью, умением решать вопросы. Вот это и есть взгляд на жизнь. Антикоррупционное мировоззрение — это когда школьники понимают, что коррупция плоха, что она не является неким положительным качеством, которое помогает в жизни. Как пример можно привести ту же самую Италию, когда в 70-е годы началась операция «Чистые руки», но она была только частью айсберга. Все общество, СМИ, школы и вузы объединились в едином порыве: с коррупцией надо действительно бороться. Повторюсь, пособие — это маленькая капля, но в общей системе работы антикоррупционного просвещения оно свою роль сыграло, тем более что оно было первым пособием по этой тематике, предназанченным именно для школьников.
— В этом пособии очень много вопросов по истории. Но, как говорят историки, история ничему не учит!
— Поскольку мы сегодня обсуждаем эту тему, и не только мы, а на уровне государства приняты почти восемь лет назад очень серьезные документы, внесены разные серьезные изменения и в уголовный кодекс, и в административный — значит, история все-таки чему-то учит! Если мы посмотрим на последние события, «цветные» революции, то именно недовольство коррумпированностью власти заставляет людей выходить против режима и правительства. Сегодняшние школьники — это те избиратели и та молодежь, которая может стать локомотивом как с одной стороны, так и с другой. Необходимо объяснить им все подводные камни, страшные негативные последствия, которые касаются не только момента здесь и сейчас, нужно внедрить мысль, что коррупция — действительно страшная и разрушающая сила. Да, многие считают, что это легкий способ решить вопрос, и во многом они правы. Безусловно, коррумпированность должностных лиц позволяет решить какие-то вопросы быстро. Но ребята должны понимать, к чему может привести коррупция на уровне и государства, и повседневной жизни, что она несет в себе национальную угрозу. Ведь все-таки история учит! Может быть, пока мы получаем плохие отметки, недостаточно выучили уроки, поэтому жизнь бьет, наказывает, и рейтинги, и общественное мнение еще не совсем такие, как хочется. Наша кафедра занимается историей и обществознанием, и на этих предметах явление коррупции лучше всего продемонстрировать. Надо показать не то, как коррупция сильна и непобедима, а что государство и граждане с древнейших времен осуждали коррупцию, постоянно пытались с ней бороться. На эту борьбу нельзя закрывать глаза, и очень важно, что такая тема пришла в школы в последние 8-10 лет.
— По статистике известно, что большую часть своего антикоррупционного мировоззрения школьники получают в семье. Как воспитывать семьи?
— Начнем с того, что нынешние школьники — это будущие семьи. Те правовые знания, нравственные ориентиры, которые дети получат в школе, они принесут и в семью. Конечно, могут быть разные ситуации, но все же антикоррупционное мировоззрение — это установка на антикоррупционное поведение. Даже когда мы проводили анкетирование учащихся разных классов, начиная с 8-го, не только ученики, но даже не все учителя понимали, что коррупция — преступление. Мы привыкли говорить, что она ужасна и неистребима, но понимания того, что коррупция — уголовное преступление, нет и у многих граждан. В ходе работы со школой этот факт, надеемся, осознают не только ученики, но и учителя, родители. Мы проводим конференции и собрания, большая работа ведется со всеми участниками образовательного процесса. Конечно, это не одномоментный процесс, который завтра же даст результат. Надеемся, что когда школьники подрастут, создадут семью, придут на выборы, станут активными гражданами, они будут обладать соответствующими знаниями, у них будет установка на другое поведение в обществе.
Принять участие в конкурсе методических разработок на тему «100-летие Великой российской революции»
— Получается, у вас нет таких вопросов, за которыми школьники могли бы обратиться к родителям?
— Конечно же, такие вопросы есть. Например, для проектов предлагаются самые разные темы, где дети могут провести маленький социологический опрос, спросить своих родителей, других близких, друзей, сверстников, свести эти результаты и сопоставить, например, с результатами ВЦИОМ. В самом разном возрасте, и в начальной школе, и в основной, и в старшей, обязательно нужно найти такие формы, чтобы вовлечь семью. Конкурсные работы, доклады, рефераты — это только маленькая часть большого методического арсенала, который мы первоначально предлагали учителям. Сейчас мы получаем огромную отдачу. На различные наши конкурсы учителя представляют в том числе и уроки, в которых заложено содержание антикоррупционной программы. Это самые разные предметы: не только история, обществознание, право, экономика, но и литература, мировая художественная культура, ИЗО. Приведу один интересный пример. На курсах мы придумывали различные ситуации, в которых можно использовать элементы программы на уроке или классных часах. Присутствовавший там учитель физики сказал: «Прекрасно, у меня есть тема «Инерция». Можно предложить задачу о том, как на дороге недоложили асфальт, хотя средства на это ушли, и что из этого получилось». Так что антикоррупционное содержание можно связать даже с такими понятиями, как инерция и тормозной путь. Обратимся к художественной литературе. Я думаю, сходу можно назвать много подходящих произведений, в том числе входящих в школьную программу: пьесы Островского, басни Крылова, книги Ильфа и Петрова – последние хоть и не изучаются на уроках, но очень интересны детям. В школе уже присутствует определенный арсенал, на который легко опираться при работе, просто нужно посмотреть под другим углом. Программой заинтересовались учителя самых разных предметов, не говоря уже о педагогах по внеурочной деятельности. Когда мы только начинали работать с пособием на курсах, сначала больше были похожи на психотерапевтов. Сперва педагогов начинали убеждать в том, что эта тема присутствует в школе, объясняли, почему она должна быть в школе, как с ней работать. В течение нескольких первых занятий, хоть и очень медленно, но отношение все же менялось, учителя увлекались и становились нашими помощниками, начинали создавать сценарии уроков, находить новые примеры. Обычно, когда речь идет о борьбе с коррупцией, все говорят только о плохом, но мы предложили учителям привести и хорошие примеры — и оказалось, что такие примеры есть! Например, Александр Радищев, который возглавлял петербургскую таможню и категорически не брал взяток — не зря общественное мнение считало его сумасшедшим! Или юрист и адвокат Кони. Есть и прекрасный пример из эпохи Петра Первого. Человек, которого он поставил надзирать над расходами казны, Соймонов, тоже был неподкупным чиновником. Находить положительные примеры очень важно, такие темы очень положительно воспринимаются ребятами. Им очень интересно обсуждать эти вопросы, рассуждать в формате дискуссий и различных проектов.
— Какие еще есть пособия для учителей?
— У нас есть сайт, где в открытом доступе выложена информация по антикоррупционному образованию, есть методические рекомендации, размещаются разработки учителей, соответствующая номинация появилась в конкурсе «Петербургский урок». Мы регулярно проводим курсы по темам противодействия коррупции, исторического опыта борьбы и путей реализации. Этой тематике уделяется хотя бы минимальное внимание практически на всех программах дополнительного профессионального образования. Рекомендации разработаны и для предметников, и для классных руководителей, и для семьи. Таким образом, информации достаточно много, и она не ограничивается только СМИ.
— Говорят, в Санкт-Петербурге есть тьютор, который занимается антикоррупционным образованием.
— Три года назад комитет по образованию предложил такой функционал. Тьюторы по антикоррупционному образованию — это те педагоги или руководители, которые в своем районе систематизируют и координируют работу. Сейчас каждая школа периодически заполняет разные документы — отчеты, аналитические справки — и этот опыт и стараются распространять тьюторы. Мы в академии проводим с ними курсы и семинары, через них получаем обратную связь, собираем результаты, можем видеть инновационный опыт, интересные находки, а затем использовать эти данные для методических рекомендаций.
— Вспоминается опрос ВЦИОМ, проводившийся около 10 лет назад, когда больше половины россиян сказали, что коррупция непобедима. А о чем говорят более современные опросы?
— Здесь интереснее другие цифры. Есть так называемый индекс борьбы с коррупцией, который показывает, насколько, по мнению граждан, государство старается противодействовать коррупции. Если в 2005 году ситуация была настолько тяжелой, что этот индекс был отрицательный, -35, то в 2016 году он стал +5 — то есть люди видят какие-то реальные меры. Очень важно, чтобы граждане видели результаты борьбы, это поможет не махнуть рукой на проблему, считая ее непобедимой. Необходимо, чтобы население видело: государство не сложило руки. У нас есть очень интересный проект. Берется подшивка региональной прессы за полгода, и ученики ее анализируют. Важно не то, какие процессы дети увидели, а какие нет. Важно их внимание к тому, что процесс идет в целом, государство ведет борьбу, но без поддержки всего гражданского общества, конечно, ничего не получится.
Беседовала Светлана Кириллова
Читайте также:
- Каталог учебной продукции по обществознанию
- Каталог учебной продукции по истории России
- Каталог учебной продукции по всеобщей истории