Оксиды. Химия. 8 класс. Викторина
УМК «Химия. 8 класс» О. С. Габриеляна.
Цели:
Обучающие:
- Дать понятие об оксидах и летучих водородных соединениях;
- Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле;
- Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений;
- Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, поведения.
- Прививать интерес к химии.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- знать определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления;
- уметь составлять формулы оксидов, летучих водородных соединений, называть их;
- уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оксидов и водородных соединений;
- повторить и обобщить материал о составе веществ, относящихся к оксидам;
- закрепить знания обучающихся составлять формулы и давать названия веществам;
- выяснить практическое значение оксидов в природе и жизни человека.
Тип урока: обобщающее повторение.
Оборудование: таблица химических элементов Д.И. Менделеева; компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход занятия
Здравствуйте! Сегодня мы с вами окунемся в мир неорганических веществ под названием «оксиды», проведем небольшое обобщающее повторение по данной теме. А для этого я приглашаю вас принять активное участие в викторине.
Слайд №1
Викторина « Оксиды»
Каждый может продемонстрировать свои знания, за каждый правильный ответ вы получаете жетон. По окончании викторины будут подведены итоги и количество набранных жетонов определят ваши оценки. Итак, мы начинаем!
Слайд №2
Вопрос: Что называют оксидами?
Ответ: Оксиды – бинарные соединения элементов с кислородом (кроме соединений фтора). Степень окисления кислорода в оксидах равна – II.
Слайд №3
Вопрос: Какова классификация оксидов?
Ответ: Оксиды делятся на три группы: основные, кислотные и амфотерные.
Слайд №4
Вопрос: Чтобы назвать оксид необходимо…
Ответ:
- произнести слово «оксид»,
- дать русское название элементу, который образовал оксид,
- если оксид образован неметаллом или элементом побочной подгруппы, то в скобках римской цифрой указать его валентность (она = степени окисления элемента.)
Пример: SiO2 – оксид кремния (IV)
Слайд №5
Вопрос: Как составить структурную формулу оксида?
Ответ:
- Составление формулы начинать с элемента, атомов которого больше в соединении;
- Атомы кислорода в оксидах между собой связей не образуют;
- Число химических связей, которые может образовать элемент равно его степени окисления по значению. Химическая связь обозначается «–»;
- Так как кислород в оксидах всегда имеет степень окисления «–2», то от его атома должно отходить две черточки «= »
Слайд №6
Вопрос: Составьте формулы названных в тексте оксидов.
В земной коре-литосфере находятся оксид алюминия (глина), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III) (содержится в красном железняке)
Ответ:
Al2O3 – оксид алюминия (глина),
SiO2 – оксид кремния (IV) (песок),
Fe2O3 – оксид железа (III) (содержится в красном железняке).
Слайд №7
Вопрос: Составьте формулы названных в тексте оксидов.
Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода (вода)
В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ).
Ответ: Н2О – оксид водорода (вода), СО2 – оксид углерода (IV) (углекислый газ).
Слайд №8
Вопрос: Составьте формулы названных в тексте оксидов.
В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (I) и оксид азота (IV) .
Ответ:
CO – оксид углерода (II) (угарный газ)
SO2 – оксид серы (IV) (сернистый газ)
N2O – оксид азота (I)
NO2 – оксид азота (IV)
Слайд №9
Вопрос: Вычислите массу оксида кальция количеством 0,5 моль.
Ответ: m (CaO) = 28 г.
Слайд №10
Вопрос: Вычислить количество атомов натрия в 0,2 моль оксида натрия
Ответ: n(Na) = 2,408 атомов
Слайд №11
Вопрос: Из перечня веществ выберите оксиды
CuO, Cu(OH)2, HNO3, NO, OF2, H2O, NaOH
Ответ: CuO, NO, H2O
Слайд №12
Вопрос: Как называется оксид (газ), необходимый для фотосинтеза?
Ответ: СО2 – оксид углерода (II) (углекислый газ). Растения благодаря фотосинтезу усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал.
Слайд №13
Вопрос: Каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота?
СО2 →
SО2 →
SО3 →
N2О5 →
P2О5 →
Ответ:
СО2 → Н2СО3
SО2 → H2SО3
SО3 → Н2SО4
N2О5 → HNO3
P2О5 → H3PO4
Слайд №14
Вопрос: Каждому основному оксиду соответствует определённое основание?
Na2O →
CaO →
Al2O3 →
FeO →
Fe2O3 →
Ответ:
Na2O → NaOH
CaO → Ca(OH)2
Al2O3 → Al(OH)3
FeO → Fe(OH)2
Fe2O3 → Fe(OH)3
Слайд №15
Вопрос: Самый распространенный оксид на планете?
Ответ: Н2O – вода
Слайд №16
Вопрос: Каковы запасы воды в природе? Сколько из этого запаса приходится на долю пресной воды, в том числе доступной?
Ответ: Запасы воды на Земле составляют 1 млн 359 тыс. м3. На долю пресной воды приходится 2,8%, причем 2,2% из них недоступны людям. Это – ледяной щит Северного Ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды.
Слайд №17
Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вдох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, дыме, я везде!
Вопрос: О каком оксиде идёт речь?
Ответ: CO2 – оксид углерода (IV), углекислый газ
Слайд №18
Вопрос: Какой оксид входит в состав горного хрусталя?
Ответ: SiO2 – оксид кремния (IV)
Кварц, кремень, горный хрусталь, аметист, яшма, опал — все это оксид кремния (IV).
Слайд №19
Вопрос: Это вещество белого цвета, идет для изготовления белой масляной краски (белил). О каком оксиде идет речь?
Ответ: ZnO – оксид цинка.
Слайд №20
Вопрос: Этот оксид используют как пигмент при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. О каком оксиде идёт речь?
Ответ: Cr2O3 – оксид хрома (III).
Слайд №21
Молодцы!
Подведение итогов. Оценивание ответов обучающихся производится от количества набранных жетонов.
Домашнее задание
Подготовить презентацию по теме «Роль оксидов в жизни человека».
Источники информации:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2011.
- Еремина Е.А., Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Химия. Краткий справочник школьника: 8-11кл. М.:Дрофа,1997.
- Кварц, чистый кварц – оксид кремния. http://chegepe33.narod.ru/mineral_metal/10.htm
- Кока-кола. Пузырьки углекислого газа в газированной воде. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/182471
- Применение углекислого газа. http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/5/510666fb-5846-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm
- Вода http://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
- Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Вещества и их превращения. ЗАО “Просвещение – МЕДИА”, 2005 ЗАО “Новый Диск”, 2005.
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD&stype=image
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D0%BF%D1%84%D0%B8%D1%80&stype=image
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4+%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&stype=image