Однокоренные слова: проводим урок во 2 классе с использованием ЭФУ
Разберемся, как провести урок во 2 классе по теме «Однокоренные слова» по учебнику «Русский язык. 2 класс» (УМК С. В. Иванова), используя ЭФУ и интерактивные материалы.
-
Загляните к нам на LECTA в сервис «Классная работа». Тут собраны поурочные разработки в помощь учителю для проведения уроков во 2 классе. Сценарии содержат наглядные материалы и интерактивные задания для каждого урока, тесты для организации проверки знаний, а также методические комментарии ко всем этапам урока.
-
Скачайте тематический план к УМК «Русский язык. 2 класс» С. В. Иванова. Он лег в основу системы уроков, в каждом из которых собрано все необходимое. План урока 37 «Однокоренные слова» тоже доступен для скачивания.
-
«Классная работа» бесплатна всегда. А чтобы получить свободный доступ к 50 электронным изданиям, войдите в личный кабинет на lecta.rosuchebnik.ru и введите промокод 50method в специальное поле. Нажмите «Активировать код», следуйте инструкции.
-
Откройте ЭФУ «Русский язык. 2 класс» (УМК С. В. Иванова). Перейдите к уроку 37.
Задачи урока
- учить подбирать родственные слова, обязательно используя сходство и значения, и звучания;
- тренировать в различении форм слова и однокоренных слов.
Ключевые понятия
- корень слова
- родственные слова
- однокоренные слова
- орфограмма
- совершенствование графического навыка
- словарные слова
Актуализация знаний
Упражнение 1 урока 37 «Однокоренные слова» из учебника 2 класса «Русский язык» (УМК Иванова) дано для отработки умения подбирать однокоренные слова. Тренируем базовые навыки: находим и выделяем корень.

Как разобрать задание на уроке?
- Разделите класс на три группы.
-
Пусть каждая группа подберет однокоренные слова к словам из предложенных в упражнении.
-
После завершения работы ребята (по одному из каждой группы) записывают слова на доске, выделяя корни.
-
Остальные ученики списывают в тетрадь две группы родственных слов по своему выбору.
-
Задайте ребятам дополнительный вопрос: У каких слов есть однокоренные слова-глаголы?
Возможные ошибки:
Вместо однокоренных слов дети называют их формы (учитель обращает внимание учеников на то, что формы слова называют один и тот же предмет). В записи появляются орфографические ошибки (если ошибки допущены на изученные правила, учитель просит ребят самостоятельно найти их, назвать правило и подобрать проверочное слово).
Актуализация знаний. Отрабатываем алгоритм выделения корня
-
В упражнении 2 даны слова, в которых нужно выделить корни.
-
Задайте классу вопрос: Что необходимо сделать, чтобы выделить корень в слове?
-
Работу проводите фронтально, устно. Запишите слово на доске. Ученики пусть подбирают родственные, учитель записывает их в столбик под словом. Ученики называют корень слова, учитель его выделяет.
-
Дополнительные вопросы: Что общего у слов каждой группы? Чем первое слово упражнения отличается от всех остальных? (Слово лесной — имя прилагательное, остальные слова — имена существительные).
Закрепление изученного. Применение двух условий подбора родственных слов и различение однокоренных слов и форм слова
В упражнении 3 ребятам предлагается выписать родственные слова с корнями -гор-, -нос-, -ран-.
Важно, чтобы ученики заметили в каждой группе слов лишнее: горе, горевать (нет сходства в значении), носилки (нет сходства в значении), ранний (нет сходства в значении). Первая группа слов записывается фронтально, две оставшиеся — самостоятельно (при этом у доски работают два ученика) с последующей проверкой. Дополнительно ученики устно подбирают ещё несколько однокоренных слов к каждой группе; называют группу, в которой есть имя существительное, имя прилагательное и глагол.
Еще один вариант задания — распределить родственные слова по столбцам («лишние» слова здесь отсутствуют). Это можно сделать в «Классной работе» на платформе LECTA:
Чем хорош такой формат? Прежде всего, это смена деятельности прямо на уроке. Ребятам всегда интересен интерактив. Можно ненадолго «оторваться» от тетрадей и поработать на планшетах. Десяти минут на выполнение задания будет вполне достаточно.
Закрепление изученного. Подбираем родственные слова к заданным
-
Упражнение 4 направлено на отработку умения подбирать родственные слова к заданным. Помимо развития основного навыка задание способствует обогащению словарного запаса учеников.
-
Форма проведения (в зависимости от подготовленности класса) — фронтально или дифференцированно (для сильных учеников).
-
Задайте ребятам дополнительный вопрос: какое слово обозначает профессию человека? Это слово — «моряк».
-
Дополнительно можно спросить, что общего у всех предложенных слов. Это имена прилагательные, все эти слова отвечают на вопрос какой?
-
Вариант выполнения задания для класса с высоким уровнем подготовки приведен в «Классной работе»:
Закрепление изученного. Поиск слов с заданным корнем в тексте
В задании 5 находим слова с заданным корнем.
Напомните детям, что выписывать формы одного и того же слова не нужно. Дифференцированная работа. Сильным ученикам предлагается выписать слова с корнем -лист-, средним — с корнем -букет-, медлительным — с корнем -клен-. Три ученика выполняют работу на доске. По окончании работы записи в тетрадях сверяются с записями на доске.
Как еще можно выполнить задание? В «Классной работе» предлагается интерактивный вариант: