Однокоренные слова
- Учить подбирать родственные слова, обязательно используя сходство и значения, и звучания; тренировать в различении форм слова и однокоренных слов
- корень слова, родственные слова, однокоренные слова, орфограмма, совершенствование графического навыка, словарные слова
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — применение двух условий подбора родственных слов (по сходству звучания и значения) и различение однокоренных слов и форм слова. Важно, чтобы ученики заметили в каждой группе слов лишнее: горы (форма слова гора), горе, горевать (нет сходства в значении), носилки (нет сходства в значении), ранний (нет сходства в значении). Первая группа слов записывается фронтально, две оставшиеся — самостоятельно (при этом у доски работают два ученика) с последующей проверкой. Дополнительно ученики устно подбирают ещё несколько однокоренных слов к каждой группе; называют группу, в которой есть имя существительное, имя прилагательное и глагол. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — отработка умения подбирать однокоренные слова, находить и выделять корень. Класс делится на три группы, каждая группа подбирает однокоренные слова к двум словам из предложенных в упражнении. После завершения работы представители групп записывают найденные слова под заранее записанными на доске словами упражнения выделяют корни. Остальные ученики списывают в тетрадь две группы родственных слов по своему выбору. Возможные ошибки. 1. Вместо однокоренных слов учащиеся называют их формы (учитель обращает внимание учеников на то, что формы слова называют один и тот же предмет). 2. В записи появляются орфографические ошибки (если ошибки допущены на изученные правила, учитель просит ребят самостоятельно найти их, назвать правило и подобрать проверочное слово; если правило, на которое допущена ошибка, не изучалось, учитель исправляет ошибку сам). |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике — отработка алгоритма выделения корня. Вопрос, направляющий ход рассуждений: что необходимо сделать, чтобы выделить корень? Работа проводится фронтально, устно. Учитель пишет слово на доске, ученики подбирают родственные, учитель записывает их в столбик под словом. Ученики называют корень слова, учитель его выделяет. Дополнительные вопросы. Что общего у слов каждой группы? Чем первое слово упражнения отличается от всех остальных? (Слово лесной — имя прилагательное, остальные слова — имена существительные.) |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (трудное) в учебнике — отработка умения подбирать родственные слова к заданным; обогащение словарного запаса учащихся. Форма проведения в зависимости от подготовленности класса — фронтально или дифференцированно (для сильных учеников). Учащиеся должны отметить среди найденных слово моряк, называющее профессию. Дополнительно можно спросить, что общего у всех предложенных слов. (Это имена прилагательные, все эти слова отвечают на вопрос какой?) Вариант выполнения (для класса с высоким уровнем подготовки). На доске под каждым словом упражнения написаны родственные слова; к ним добавлены и «лишние» слова (формы данного слова; слова, имеющие сходство только по звучанию). Ученики называют «лишние» слова, доказывают, почему их нужно стереть, и выделяют корень в каждой группе слов. Группы слов для записи на доске (слова каждой из групп слов записывать друг под другом): морской море морским моряк приморский северный север верный северянин посевы светлый свет светить светло светлячок песчаный песок пёс песочный песочница южный юг южанин вьюжный южанка береговой берег берегового бережок бережливый Возможные трудности. 1. Попытка найти «лишнее» слово в третьей группе (его там нет). 2. Выделение корня в четвёртой, пятой и шестой группах (в корнях наблюдается чередование: -песч-//-песок-//-песоч-; -юг-//-юж-; -берег-//-береж-). 3. Предположение, что слова южанин и южанка — формы одного и того же слова (учитель просит изменить слово южанин в соответствии с таблицей на форзаце, это позволит увидеть, что южанка — другое слово). |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 (по выбору) в учебнике — поиск слов с заданным корнем. Учитель напоминает, что выписывать формы одного и того же слова не нужно. Дифференцированная работа. Сильным ученикам предлагается выписать слова с корнем -лист-, средним — с корнем -букет-, медлительным — с корнем -клен-. Три ученика выполняют работу на доске. По окончании работы записи в тетрадях сверяются с записями на доске. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 7 (трудное) в учебнике — различение однокоренных слов и форм слова. Поиск форм слов и однокоренных слов на материале первой скороговорки выполняется фронтально, устно. В скороговорке есть только одна группа родственных слов: кукушка, кукушонок (кукушонок и кукушонку — это формы одного слова). Слова капюшон и (в) капюшоне — это не новая группа родственных слов, а формы одного слова. При работе со второй скороговоркой организуется групповая работа. Следует обратить внимание учеников на игру слов: ворона воровала — здесь слово ворона употреблено в основном значении (называет птицу); проворонила Варвара — слово проворонила появилось на основании переносного значения слова ворона: человек, который всё теряет, т. е. проворонить — значит «потерять, упустить». Возможная ошибка. Ученики разные группы родственных слов (ворона, проворонила; воровала, поворовала) объединяют в одну. Помощь. Выписать слова на доске и выделить в них корни. |
8 | 8. Словарная работа | Записать в тетрадь слово ворона и родственные ему слова: ворон, вороний, воронёнок. Придумать предложения с этими словами, одно из них записать под диктовку учителя. |
9 | 9. Каллиграфическая минутка | Вспомнить особенность написания строчной и прописной буквы в, В. Прописать строчку в, В. |
10 | 10. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке, озвучивает домашнее задание: упр. 6 в учебнике — в качестве доказательства родственности выписанных слов (комар, комариха, комарят, пропущено — комариная) ученики должны отметить близость их значения (значение каждого последующего объясняется с использованием слова комар) и наличие общей части (корень -комар-). |