Объяснение электрических явлений (урок работы с учебником)
Пояснительная записка
Предмет: физика.
Возраст детей: 8 класс.
Название: конспект урока по теме «Объяснение электрических явлений».
Используемый УМК: А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. Физика (7-9).
Место урока в учебном курсе: Урок проводится при изучении главы 2 «Электрические явления» и является одним из завершающих на этапе изучения знаний о неподвижных зарядах. На уроке учащимся предстоит применить имеющиеся сведения об электризации тел, электрических зарядах, строении атома для объяснения электрических явлений. Полученные знания необходимы для изучения следующих тем курса.
Диагностика умений и навыков: К моменту проведения урока, учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:
- Знают понятия «электризация», «электрон».
- Имеют представление об электрических зарядах и электрическом поле, видах зарядов, взаимодействии электрических зарядов разных знаков, строении атома.
- Знают устройство приборов для обнаружения электрических зарядов и умеют объяснять принцип их работы.
Цель урока: формирование у учащихся умения объяснять электрические явления посредством организации работы с учебником.
Задачи урока:
образовательные:
- сформировать знания о причинах электризации, законе сохранения электрического заряда, свободных электронах;
- сформировать понятия: замкнутая система, проводники, диэлектрики;
- сформировать умение делать выводы на основании наблюдения физических экспериментов;
- сформировать представление о заземлении и его практической значимости;
- обеспечить отработку полученных знаний и умений.
развивающие:
- создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, понимать тексты, переводить тексты в иные формы представления информации, приводить примеры);
- создать условия для формирования способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике;
- создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.
воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к изучению физики; культуру умственного труда;
- воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, уважительное отношение к мнению другого человека.
Методические особенности урока
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок работы с учебников.
Продолжительность: 45 минут.
Методы обучения: частично-поисковые, эвристические.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
- понимание и способность объяснять электрические явления с позиции строения атома: электризация тел, электростатическая индукция, взаимодействие заряженных тел;
- понимание смысла закона сохранения электрического заряда и умение применять его на практике;
- умение анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- умение использовать при выполнении учебных задач материалы учебника.
Подготовка к занятию:
- Принадлежности: учебник «Физика 8» (А. В. Перышкин), карточки красного, синего, зеленого и желтого цвета (по числу учащихся); письменные принадлежности.
- Технические средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор; экран (или интерактивная доска).
- Демонстрационное оборудование: электрометр (2 шт.), металлический стержень с изолирующей ручкой, пластмассовый стержень; стеклянная палочка и шелк; эбонитовая палочка и шерсть; штатив, металлическая гильза на нити.
До урока необходимо организовать:
- Подготовить карточки красного, синего, зеленого и желтого цвета.
- Настроить работу ТСО.
- Проверить работу демонстрационного оборудования.
Структура урока
№ |
Этап урока |
Содержание |
Время |
1 |
Организационный момент |
Взаимные приветствия. Проверка готовности к уроку. |
1 мин |
2 |
Проверка изученного ранее материала |
Установление объема имеющихся у учащихся знаний. Выполнение теста, анализ результатов. |
7 мин |
3 |
Открытие новых знаний |
Знакомство с материалом по теме занятия. Самостоятельная работа с учебником. |
7 мин |
4 |
Проверка понимания материала |
Расшифровка записей на экране, акцентирование внимания на основных моментах параграфа. |
7 мин |
5 |
Открытие новых знаний |
Наблюдение эксперимента, попытки объяснения результатов. Объяснение нового материала учителем. |
7 мин |
6 |
Закрепление изученного материала |
Объяснение электрических явлений. Ответы учеников. |
6 мин |
7 |
Закрепление навыков |
Шифрование учащимися материала учебника. |
6 мин |
8 |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
Оценивание работы на уроке. Сигналы о степени понимания изученного материала. |
2 мин |
8 |
Домашнее задание |
Запись и пояснение домашнего задания. |
2 мин |
Ход урока
I. Организационный момент.
Взаимные приветствия.
II. Проверка изученного ранее материала.
Учитель: Для изучения темы урока потребуются знания раздела «Электрические явления», которые у нас есть. Поэтому давайте повторим все что мы изучили. (Слайд 2)
На столах у вас карточки красного, желтого, зеленого и синего цвета. На экране будут появляться вопросы и варианты ответов. Ваша задача найти правильный ответ и поднять вверх карточку с цветом этого ответа.
Учитель прощелкивает Слайды 3-12 презентации с тестовыми заданиями. Ученики поднимают карточки с верными на их взгляд ответами. Учитель оценивает картину усвоения материала и при необходимости комментирует ответы на вопросы, вспоминает с учениками необходимый теоретический материал.
Навигация на слайдах:
- Для перехода на следующий слайд используется кнопка в правом нижнем углу экрана.
- Для показа правильного ответа на экране нужно нажать левой кнопкой мыши на текст вопроса.
III. Открытие новых знаний
Учитель: Результаты теста показали, что вы готовы к дальнейшему изучению материала. Сегодня нам предстоит научиться объяснять электрические явления. А поможет нам в этом – учебник. Откройте § 30 стр. 87-88 и внимательно прочитайте текст параграфа до слов «Зная строение атома можно объяснить…». (Слайд 13)
Учащиеся изучают материал параграфа. Учитель, при необходимости, делает пояснения, отвечает на вопросы.
IV. Проверка понимания материала
Учитель: Пришло время узнать, насколько внимательно вы прочитали текст параграфа. Для этого предлагаю расшифровать «петроглифы». (Слайд 14)
Петроглифы – древние наскальные изображения. Не сразу можно догадаться, что скрывается за этими картинками. А вы сможете расшифровать «значки» на экране? (Слайд 15)
Учитель просит найти в параграфе текст, который соответствовал бы символам на слайде. Для проверки: текст параграфа учебника появляется при нажатии левой кнопкой мыши на соответствующий «петроглиф». Учащиеся переписывают символьную запись себе в тетрадь.
Учитель переходит к Слайду 16, действуя аналогично. В качестве важного вывода к рисункам слайда учитель просит учеников выписать из учебника фразу «Тело электризуется, когда оно приобретает или теряет электроны».
Учитель переходит к Слайду 17. Работа со слайдом аналогична. Ученики зарисовывают картинки в тетрадь.
V. Открытие новых знаний
Учитель: Узнаем, смогли ли мы достигнуть цели сегодняшнего урока? Научились ли мы объяснять электрические явления? Попробуем объяснить результат следующего эксперимента. (Слайд 18)
Учитель заряжает один из электрометров с помощью заряженной стеклянной палочки. Второй электрометр устанавливает рядом и соединяет шаровые кондукторы электрометров металлическим стержнем (как на рисунке). Предлагает ученикам объяснить результат эксперимента (предложения учеников не комментирует).
После этого, вновь заряжает один из электрометров и соединят со вторым с помощью пластмассового стержня. Выслушивает предложения учащихся.
Учитель: Оказывается, различный результат можно объяснить различием в строении атома металла и пластмассы. В металлах электроны, наиболее удаленные от ядра, слабо к нему притягиваются и могут свободно двигаться между атомами. Такие электроны называют свободными. В пластмассе электроны прочно удерживаются ядром и не могут перемещаться. Конечно, не только металлы и не только пластмассы обладают такими свойствами. Вы и сами можете назвать примеры … (выслушивает примеры) … Вещества, в которых есть свободные электроны назвали проводниками. Вещества, в которых нет свободных электронов назвали непроводниками или диэлектриками. Об этих веществах мы будем говорить на следующем уроке.
VI. Закрепление изученного материала
Учитель: Теперь самостоятельно объясните известные вам явления. (Слайд 19)
Учитель демонстрирует: (Слайд 20)
- электризацию эбонитовой палочки и шерсти при трении;
- электризацию стеклянной палочки и шелка при трении;
- притяжение незаряженной гильзы к заряженной палочке
и просит учеников объяснить опыты, используя изученный на уроке материал.
VII. Закрепление навыков
Учитель: А теперь, попробуйте самостоятельно «зашифровать» оставшуюся неизученной часть параграфа. Откройте страницу 90 учебника, прочитайте материал и создайте свои «петроглифы». Помните основное правило – минимум слов. Найдите нужные значки, символы, образы. Творчески подойдите к решению задачи. (Слайд 21)
Ученики читают часть параграфа и делают зарисовки. Учитель проходит по классу, обсуждает, комментирует работу учеников.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель: Оцените сегодняшнюю работу на уроке. Все ли было понятно, или требуется еще время на усвоение материала? Поднимите вверх
- красную карточку – если весь материал урока был понятен;
- желтую карточку – если есть необходимость дополнительно посмотреть информацию по теме урока дома;
- зеленую карточку – если совсем ничего не было понятно. (Слайд 22)
Учитель оценивает степень восприятия материала, выставляет оценки за урок наиболее активным учащимся.
IX. Домашнее задание
Учитель: Дома вам вновь предстоит расшифровать записи, сделанные в тетради на сегодняшнем уроке и подготовить по ним рассказ. В тетради выполните упражнение 21. Успехов! (Слайд 23)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.