Смысловое чтение как совокупность универсальных учебных действий
В первой половине 2017 года вышел проект новой редакции ФГОС, большое внимание в котором уделяется смысловому чтению. Кандидат педагогических наук, автор учебников и рабочих тетрадей для начальных классов Ирина Хомякова рассказала, что закладывает основу продуктивной читательской деятельности.Что такое читательская грамотность
Для начала охарактеризуем общую читательскую грамотность. Она включает в себя:
- Понимание и выражение эмоционально-экспрессивной оценки прочитанного или прослушанного.
- Содержательный анализ текста.
- Рефлексивный анализ, выбор информации для собственных познавательных и жизненных целей.
Смысловое чтение способствует развитию и применению в учебном процессе этих навыков. Ребенок, который освоил смысловое чтение, становится более активным на всех уроках в начальной школе, а также получает базу для успешного изучения литературы на следующих этапах обучения.
Универсальные действия, которые формируются при освоении смыслового чтения
Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России в XIX веке, выделил два направления участия ребенка в процессе обучения: активное и пассивное. Задача современных педагогов их объединить. Важно, чтобы ребенок был увлечен, буквально заворожен процессом чтения, но при этом умел найти в изученном тексте любую информацию, необходимую для учебного процесса. В этом и есть основная нагрузка термина «смысловое»: восприятие, понимание и последующая интерпретация текста – фактически противоположность механическом чтению. Именно такое чтение обеспечивает решение учебно-познавательных задач.
5 групп универсальных учебных действий с текстом при освоении смыслового чтения:
-
Восприятие (получение и удерживание установки на прочтение или слушание; проявление эмоциональной реакции, адекватной содержанию).
-
Поиск информации для решения учебных задач (работа с характеристикой текста, темой и вопросами по содержанию; формулирование вопросов по содержанию самим учеником; сравнение разных текстов).
-
Интерпретация (представление содержания по заголовку, теме и иллюстрациям; определение последовательности событий; анализ и формулировка главной мысли; характеристика объекта на основе текста; выражение учеником личного отношения и обоснование своего мнения).
-
Восстановление (анализ нарушенного изложения, восстановление логики и исправление).
-
Воспроизведение (выявление главной смысловой части и микротем частей материала; составление плана текста; определение ключевых слов для каждой части; пересказ).
Что способствует развитию мотивированного чтения
Мотивация помогает сформировать у ребенка осознанность. Развитию мотивированного чтения способствуют:
- Шмутц-титул (он есть практически во всех новых учебниках).
- Задания, озвученные до изучения текста.
- Задание на осмысление прочитанного.
- Необходимость сделать самостоятельный вывод.
В помощь учителю издательство выпустило серию тетрадей для 1–4 классов с заданиями, позволяющими контролировать сформированность навыков смыслового чтения. Вопросы, дифференцированные по уровням сложности, предполагают понимание текстов разного содержания, стиля и вида. Они могут использоваться не только для оценки знаний, но и в процессе обучения.
![]() Купить |
![]() Купить |
![]() Купить |
Примеры заданий на проверку эффективности смыслового чтения
Смысловое чтение – это изучение не только художественных и фольклорных текстов, но также научных материалов и даже математических задач. Примеры заданий из рабочих тетрадей издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» по литературному чтению:
-
Переделай текст, чтобы рассказ был от первого лица (будто ты воробей). Воробей прыгает по лужице. Хвостик распушил, перышки взъерошил. Погода хорошая. Вот он и чирикает: Чик-чирик!
-
Придумай два разных математических текста с разными вопросами по предложенной информации. Тема: определение стоимости. Объекты: игры, игрушки. Числовые данные: 1300 руб.
Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента
Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития учеников. Дети с холерическим типом темперамента читают текст быстрее, чем ученики с флегматическим темпераментом. При этом второй тип понимает текст тоньше и глубже.
Ирина Хомякова:
– Дайте им возможность потратить больше времени на выполнение задания. И тогда, окончив школу, свои золотые медали дети понесут даже не родителям, а вам, понимая, что ваша поддержка на начальном этапе дала роскошный старт для продолжения обучения.
Не стоит забывать и про выразительность чтения, что также предусматривает большую кропотливую работу. Каждому человеку следует уметь выражать свои мысли не только логично, но и красиво. Литературное чтение должно работать на такую ценность как общение людей.