Одаренные дети: как помочь таланту?
Как выявить талантливого ребенка? Чем он отличается от своих сверстников? Как планировать его обучение? Проблемы развития одаренных детей обсудили в эфире вебинара методисты по филологии Ольга Донскова и Олег Бойцов.Талантливого ребенка видно сразу – его проявления не оставляют сомнений. А диагностировать одаренность, предшествующую таланту ступень развития способностей, иногда бывает непросто. Мы можем лишь примерно говорить о влияющих на нее факторах – это и наследственность, и благодатная развивающая среда, и собственная мотивация школьника.
На какие признаки одаренности надо ориентироваться педагогу?
- высокий познавательный интерес;
- гибкое мышление;
- хорошая память;
- высокие требования к себе;
- чувство юмора.
Творческая, интеллектуальная, академическая, спортивная, музыкальная одаренность не должна угаснуть – именно такие дети, повзрослев, смогут изменить мир к лучшему. Однако именно то, что их личности не вписываются в предусмотренные образовательной системой стандартные рамки, нередко создает немало трудностей.
- Первая проблема: дети посещают не все уроки, поскольку дополнительное образование тоже требует времени. Как реагировать учителю?
- Второе: у ребенка интеллектуальная одаренность в одном предмете, а по другим он еле успевает. Какую поддержку может оказать учитель такому «слабому» ученику? И обязательно ли настаивать на усвоении всей программы?
- Третье: не всегда одаренные дети имеют благополучные семьи и хорошее здоровье, позволяющее выдерживать повышенные нагрузки в области их талантов. Вполне возможно, что понадобится помощь психолога, социального педагога, врачей.
- И еще одна дилемма: должен ли таких детей учить одаренный учитель? Когда ребенку нужна специализированная школа, а когда – дополнительное образование?
Эти вопросы не имеют общего решения, но задаться ими учителю необходимо. Даже если у педагога недостаточно ресурсов для развития детской одаренности, он должен оказать таким ученикам хотя бы эмоциональную поддержку, не раздражаться в ответ на их вопросы, однако и не захваливать сверх меры.
Читайте также:
- «Страна читающая» – конкурс для детей, которые любят стихи
- Образовательный центр «Сириус» и корпорация «Российский учебник» вместе будут поддерживать юные таланты
- Александр Архангельский: «Видео должно быть на службе у текста»
Принципы сопровождения одаренных детей:
- внимание к поведению;
- наблюдение за достижениями;
- психологическая поддержка;
- поиск тех, кто поможет в развитии таланта лучше школьного учителя.
Имеет значение и выбор учебника. Если ваш ученик тонко чувствует художественное слово, вдохновенно рассуждает о прочитанных книгах и даже сам пишет стихи или рассказы, имеет смысл порекомендовать ему пособия углубленного уровня. Для занятий по литературе в 5–11 классах подойдет линия УМК Б. А. Ланина, которую отличает большое разнообразие заданий. Учебники для 10–11 классов А. Н. Архангельского характеризует глубокий системный подход. УМК «Русский язык. 5–9 классы» А. Д. Шмелева обеспечат дифференцированное обучение, а для старшеклассников, увлеченных филологией, разработан УМК В. В. Бабайцевой.
Больше о линиях УМК по литературе и русскому языку для углубленного изучения вы узнаете из записи вебинара: