Обучение иностранному языку в начальной школе: проблемы и решения
С недавних пор иностранные языки в начальной школе — обязательное явление уже со второго класса. ФГОС диктует требования к работе с детьми нового поколения, в том числе к обучению иностранным языкам учеников младшего школьного возраста. Система еще несовершенна, и возникает много насущных вопросов (особенно с учетом интенсивного развития технологий образования). Мария Вербицкая, профессор НИУ ВШЭ, автор УМК Forward, в одном из наших вебинаров разобрала актуальнейшие проблемы изучения иностранного языка.Проблемы обучения иностранному языку младших школьников
-
Переполненность групп учащихся.
-
Неоднородность контингента детей по уровню изучения иностранного языка.
-
Возрастающее количество детей, для которых русский язык не является родным.
-
Недостаточное использование ИКТ технологий.
-
Неправильная организация/отсутствие мониторинга и контроля на начальном этапе.
-
Неверный выбор УМК в соответствии со способностями детей и типом школы.
-
Недостаточная детализация ФГОС НОО.
Перечисленные трудности встречаются при изучении как английского, так любого другого иностранного языка в начальной школе.
Особенности новых стандартов
Образовательные стандарты не только сделали раннее обучение иностранному языку обязательным, но также обозначили новый вектор в работе детьми. На что нужно обратить особое внимание:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) рассматривается как общественный договор между семьей, обществом и государством. Роль родителей в образовании существенно возросла. Это связано отчасти с тем, что портрет современного родителя школьника изменился, члены семьи начали внимательнее и требовательнее относиться к учебным процессам.
-
Формирование личности стало приоритетной целью. Конечно, воспитательная функция присутствовала всегда, однако сейчас на любом уроке, в том числе на занятии по иностранному языку в младшей школе, предметные результаты стоят после личностных и метапредметных. Поэтому, что и учитывают новые методики преподавания, овладение языковыми навыками входит в проект персонального роста ребенка.
-
Школьники должны иметь возможность в полной мере проявить свои способности. В соответствии с принципами дифференцированного подхода, современные рабочие программы сдержат не только стандартные результаты для раннего изучения иностранного языка («ученик научится»), но и усложненные задачи («ученик может научиться»).
-
ФГОС включает как измеряемые, так и неизмеряемые требования. А это значит, что стандарты еще будут претерпевать изменения. Сейчас, изучая иностранный язык в начальной школе, ребенок должен не только приобрести коммуникативные умения, навыки говорения, навыки чтения и письма. В требованиях также прописана, например, необходимость сформировать дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка, что довольно сложно поставить на контроль.

Каким должен быть урок иностранного языка в начальной школе
-
Развивайте интеллект учащихся на каждом уроке, предоставляйте им возможность познавать и осознавать что-то новое.
-
Используйте актуальные темы, соответствующие возрасту — это повышает мотивацию учеников.
-
Создавайте коммуникативные ситуации, требующие обмена информацией, а также поощряйте любознательность, формируйте желание поделиться полученными знаниями.
-
Формируя элементарные речевые умения во втором классе, используйте игры, стишки, пальчиковые куклы. Это создает для ребенка психологический комфорт и помогает ему прочно усвоить материал, запомнить основные формулировки на всю жизнь.
-
Формируя стратегии чтения в третьем классе, не ставьте перевод текста на русский во главу угла. От человека в принципе, как правило, требуется понимание содержания материала без подробностей. Когда ученик может вычленить информацию из текста сразу, без подробного перевода — это и является показателем хорошего владения языком.
-
Развивая навык чтения в четвертом классе, используйте приключенческие сюжеты, коммуникативно-значимый контекст.
Эти и другие составляющие современно эффективного урока иностранного языка учтены в УМК Forward корпорации «Российский учебник». Комплект для 2-4 классов содержит учебники, рабочую программу (можно скачать бесплатно), книги для учителя, рабочие тетради, бесплатные аудиоматериалы, ЭФУ.
В начальных классах, когда формируется основа для последующего обучения, очень важно донести до детей, что иностранный язык — это окно в большой мир. Причем не только с точки зрения путешествий. Детям следует понимать уже в младшей школе, что знание иностранного языка позволит им выстроить успешную карьеру, откроет широкие возможности во взрослой жизни.
