Статьи
Линия УМК Касьянова. Физика (10-11) (Б/У)
Линия УМК Г. Я. Мякишева. Физика (10-11) (У)
Линия УМК Г. Я. Мякишева. Физика (10-11) (Б)
Линия УМК А. В. Грачева. Физика (10-11) (БУ)
Линия УМК А. В. Грачева. Физика (7-9)
Обучение через сотрудничество: итоговый проект школьника
Ученики основной школы создают проект в течение одного года, а старшеклассники могут проводить проектную работу на протяжении двух лет. Кандидат педагогических наук, методист по физике Анна Вячеславовна Пешкова знает не понаслышке обо всем, что связано с проектной деятельностью по физике. От образовательных стандартов и регламентирующих документов — до ярких примеров и интернет-ресурсов в помощь учителю и ученикам.
12 февраля 2020
Документы, регламентирующие проектную деятельность в школе
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Вот что говорится во ФГОС ООО про физику:
Индивидуальный проект дети выполняют в течение одного или двух лет в рамках времени, специально отведенного учебным планом. Работа должна быть представлена в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
- Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики.
- Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
- Приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений.
- Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.
Требования к организации проектной деятельности
- Ученики самостоятельно выбирают тему проекта.
- Совместно с руководителем дети разрабатывают план реализации проекта.
- На основании письменного заявления руководителем и консультантом индивидуального итогового проекта могут стать педагогические работники, родители или законные представители, сотрудники различных организаций по профилю проекта.
- Публичная защита проекта обязательна.
- Школьник может начать работу над проектом с 5 класса.
Проблема проекта. Зачем я делаю этот проект?
- крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований;
- ситуация, требующая разрешения;
- противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить.
Тема проекта
Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о её расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.Требования к формулировкам тем
Название должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке. В научной литературе оно должно чётко отражать содержание и направление выполненной работы, соответствовать возрасту.Типичные ошибки при формулировке тем
- Слишком объемная, выходящая за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная (типа: Влияние света на живые организмы).
- Слишком узкая, не отражающая полностью содержание работы.
- Не соответствующая содержанию работы.
- Слишком «бойкая», журналистская (например, Алкоголизм и курение — скажи «Нет!»)
Цель проекта — планируемый результат
- начинается всегда с существительного;
- идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности;
- то, чего вы хотите достичь в ходе работы каким представляете конечный результат.
При формулировании цели нужно ответить на вопрос: «Что вы хотите получить в результате проекта?»
Задачи проекта
Начинать важно всегда с глагола. В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели. Задачи показывают, что вы собираетесь делать: изучить, описать, установить, найти, сделать вывод, подготовить, определить роль, составить, вывести формулу, охарактеризовать, создать, обеспечить, провести, выполнить.При определении каждой задачи нужно задать вопрос: «Зачем мы это делаем?»
Актуальность темы
Актуальность – (от позднелат. actualis – фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность – степень ее важности в настоящий момент и в конкретной ситуации для решения проблемы (задачи, вопроса).Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого проекта. Объяснение актуальности должно быть кратким, главное – показать суть проблемной ситуации.
В чем задачи учеников?
- Доказать актуальность проблемы.
- Проанализировать различную информацию.
- Создать план деятельности по реализации проекта (выработать программу действий, разработать варианты реализации своей программы).
Что оцениваем?
- Процесс подготовки проекта. Когда ребенок выбрал тему, он намечает план, по которому будет реализовывать свой проект. Во многих учреждениях ведутся журналы с этапами реализации проекта и датами.
- Результат проекта.
- Оформление результата проекта. Это может быть письменная работа с введением, основной частью и подведением итогов.
- Защиту проекта.
Пример исследования на уроке
Мини-исследования могут проходить прямо на уроках. Например, какой-то закон можно не просто рассказать и показать, а дать детям возможность вывести его самим:1. Исходная ситуация: обнаружено, что разные математические маятники имеют различные значения периода колебаний;
2. Формулирование познавательной задачи: от каких физических величин, характеризующих маятник, зависит период его колебаний?
3. Гипотезы:
- от массы груза;
- от длины нити;
- от амплитуды колебаний.
5. Идея экспериментов под каждую задачу. Эксперименты выполняются группами
учащихся.
- зависимость от массы груза: не меняя длину нити, меняем массу подвешенных грузов;
- от длины нити;
- от амплитуды.
7. Формулирование частных выводов. Например: при длине нити 16 см период колебаний не зависит от массы груза.
8. Уточнение познавательной задачи Каков вид зависимости периода колебаний от длины нити? Перестраиваем график.
9. Вывод: для данного маятника период колебаний пропорционален корню из его длины.
10. Общий вывод: период колебаний нитяного маятника прямо пропорционален корню из его длины.
Интернет-ресурсы для проектов и исследований
- Сайт «Обучонок»
- Социальная сеть работников образования nsportal
- «Современный учительский портал»
- «Портфолио ученика»
- Опыты по закону Кулона на YouTube-канале GetAClass – Физика в опытах и экспериментах
- Опыты по магнетизму → https://www.youtube.com/watch?v=T8QqfytAjJo