Образование слов с помощью суффиксов
- Учить образовывать слова суффиксальным способом по заданным моделям; отрабатывать умение выделять части слова: корень, суффикс и окончание
- суффиксальный способ образования слов, суффикс, значения суффиксов, разбор слова по составу, морфемный разбор, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 в учебнике — образование слов с помощью суффиксов в соответствии с заданным образцом, повторение частей речи. Ученики указывают, какой частью речи является исходное слово (в случае затруднений задают вопрос и определяют, что называет слово) и какой — образованное от него слово. Как итог работы над упражнением ученики должны сделать вывод: от имён существительных с помощью суффиксов -н-, -ов-, -ёв- можно образовать родственные слова — имена прилагательные. Возможная трудность. Написание окончания в слове вишнёвое. Помощь. Без объяснения теории учитель просит поставить вопрос к слову и послушать, как звучит окончание вопроса (како́е?). |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Выполняется в парах, письменно упражнение 2 (работа в паре) в учебнике — тренировка в образовании существительных от глаголов с помощью суффикса -к-. Дополнительные вопросы. С помощью какого суффикса мы уже образовывали от глаголов существительные? (С помощью суффикса -б-: дружить — дружба, просить — просьба.) Почему соседство суффикса -к- привело к изменению звучания корня в слове рубка и не привело к изменению звучания корней в словах засолка, варка, качка? (Это связано с тем, что корень -руб- заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, и перед следующим за ним глухим звуком в слове рубка он оглушается. В остальных словах корни заканчиваются непарными по звонкости-глухости согласными.) Почему изменение в произношении корня мы не отразили на письме? (Мы знаем, как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова».) |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в учебнике — образование существительных с помощью суффикса -ок-, наблюдение за правописанием этого суффикса после шипящих. После выполнения упражнения учитель просит подчеркнуть буквы, которыми заканчивается корень, поставить в словах ударение, напоминает, что после шипящих под ударением в суффиксе -ок- всегда пишется буква о. При обсуждении ошибок Серёжи ученики должны указать на чередование согласных в корне слова. Дополнительное задание. Подобрать и записать ещё несколько существительных, образованных с помощью суффикса -ок-. В случае затруднений учитель предлагает исходные слова, ученики записывают родственные. Например: сапог — сапожок, бык — бычок, петух — петушок, каблук — каблучок. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется самостоятельно, письменно упражнение 4 в учебнике — тренировка в образовании слов с помощью суффикса -н-. Рубрика «Подсказка» напоминает о возможности появления двух букв н, если корень заканчивается на эту же букву. Кроме основного задания, можно предложить составить словосочетания с получившимися словами. По окончании выполнения упражнения обязателен коллективный контроль. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 (трудное) в учебнике — работа с моделями слов, активизация словарного запаса учащихся. Выполняется сначала в парах или группах, после этого на доске составляется полный список слов, подобранных по моделям. Вариант выполнения. Если учитель не уверен, что все ученики смогут справиться с упражнением, он пишет на доске список слов, от которых можно образовать слова в соответствии с моделями, например: чай, пыль, роса, низ, жар, звон, стоять, хвастать, дождь, удача. Обратите внимание. К модели с суффиксом -инк- учащиеся могут предложить слова горошинка, фасолинка. В уроке 52 ученики уже отмечали наличие в этих словах двух суффиксов: -ин- и -к-, поэтому следует задать вопросы: как образованы слова горошинка, фасолинка? Какая модель соответствует этим словам? |
7 | 7. Каллиграфическая минутка | Проанализировать особенность соединений ья, ъя, ье, ъе, ью, ъю. Прописать данные буквосочетания. |
8 | 8. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Упражнение 6 в учебнике — отработка умения находить в слове корень, суффикс, окончание и определять способ образования слов. В зависимости от уровня подготовки класса можно предварительно устно разобрать с учащимися выделенные слова по составу, ещё раз повторить алгоритм выделения частей слова — окончания, корня и суффикса. Также следует напомнить ученикам о том, что на следующем уроке будет проводиться словарный диктант (см. урок 59). |