Образование – оружие мира. Педагогика Марии Монтессори
Многие века государства формировались в основном за счет войн и агрессии, люди в этой среде — лишь ресурс, а его ценность — в физической силе. Мария Монтессори, врач и педагог, первой призвала перенаправить внимание с взрослых на детей, причем неважно — здоров ребенок или болен. Она видела в малыше личность, искренне верила, что правильное воспитание — ключ к миру во всем мире, и оказалась права: принципы Монтессори в корне изменили педагогическое мышление XX века и привели к ошеломительным результатам.
Фотография: Kids photo created by freepik - www.freepik.com«Чем громче вы свистите, тем выше я поднимусь». Как начинался путь женщины-эпохи

Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Ее отец заведовал финансами на государственной табачной фабрике и придерживался традиционных взглядов. Мать происходила из старейшего итальянского рода Стоппани, который славился видными учеными. Именно она подметила, что юная Мария отличается живым умом и целеустремленностью. Девочка так любила математику, что брала учебники даже в театр. В полутьме зала она на коленках решала уравнения и задачи.
Италия XIX века не давала женщинам возможностей для обучения. Удел дам — хозяйство, воспитание детей и благотворительность. Мария, напротив, с детства была в науке, мечтала стать инженером. В 13 лет она сломала стереотип тех лет и поступила в техническую школу для мальчиков. Хорошие оценки помогли ей войти в ряды слушателей Технического института им. Леонардо да Винчи. Когда приблизился момент окончания, будущая студентка поняла: ее призвание — стать врачом.
Еще в юности Мария Монтессори впервые задумалась о подавлении личности ученика. Жесткие рамки условностей не давали детям раскрыть свой потенциал, губили их таланты.
Ей все-таки удалось поступить в «Сапиенца», один из старейших университетов мира, на курс естественных наук. Но юношей оскорбляла мысль, что молодая девушка будет учиться вместе с ними. Недовольные однокурсники постоянно пытались «поставить ее на место», презрительно фыркали и посмеивались.
На лекции она могла ходить только в сопровождении мужчины, сесть — когда все ученики мужского пола займут свои места. Доходило до абсурда: женщина, которая осматривает голое тело, — это скандал! Марии приходилось оставаться после занятий и самой исследовать анатомию человека.
«Истинное обучение — помочь, а не осуждать». Становление методики Монтессори
Чтобы начать карьеру, в 1892 году она добилась аудиенции у папы Римского Льва XIII. Только после этого девушка смогла изучать медицину в Римском институте. В диплом об окончании пришлось вносить рукописные правки, ведь никто и не предполагал, что женщина когда-нибудь станет не просто врачом, а доктором наук и экспертом в детской медицине. В 1896 году Мария — ассистент университетской клиники, занимается частной практикой. Особое внимание она уделяла детям, отстающим в развитии. Подход заключался в том, что ребенок — личность, которая на уровне инстинктов стремится к саморазвитию и самообучению.
По мнению доктора Монтессори, слабоумие — проблема скорее педагогическая, нежели медицинская. Поэтому решать ее следует не в клиниках, а школах и детсадах. Заявление, что ребенка сначала нужно учить писать и только потом читать, стало резонансным.
Умственно отсталых детей, которые обучались по системе Монтессори, экзаменовали вместе с учащимися обычной начальной школы. В итоге здоровые ученики получили более низкие баллы. Такой поразительный результат взволновал и общество, и правительство. Весь мир заинтересовался подходом Марии Монтессори.
В 1900 году был открыт Ортофренический институт для детей с недостатками в развитии, а доктор Монтессори стала его содиректором. Десятки педагогов тщательно изучали психологию, физиологию и антропометрию. Они пытались выявить причины умственной отсталости. В стенах института уже известная женщина-ученый адаптировала свою методику для ребят без особенностей здоровья.
В 1907 году при поддержке итальянского миллионера был открыт первый «Дом ребенка», который работал по принципам педагогики Монтессори. Там учились обычные дети.
«Помоги мне сделать самому». Принципы системы Монтессори
Главная идея обучения — в свободе, к которой малыш стремится с рождения. Мария верила: если организовать для ученика особую среду и позволить ему самостоятельно в ней работать, он станет независимым, любознательным и уверенным в себе. Преподаватель лишь помогает разуму ребенка развиваться и не навязывает свои установки.
Режим учебного дня по методу Монтессори
-
9:00 — 10:00. Ребята приветствуют и осматривают друг друга, помогают, если нужно (надеть фартук, застегнуть пуговицу). Контролируют чистоту в комнате. Рассказывают о том, что интересного произошло вчера. Проведение урока религии.
-
10:00 − 11:00. Занятия (задачи, нацеленные на развитие умственных способностей) с перерывами на отдых.
-
11:00 — 11:30. Легкие гимнастические упражнения, выполняются максимально плавно. Отдельное внимание правильной осанке и ходьбе. Упражнения на развитие внимания. Дети красиво и аккуратно раскладывают вещи в комнате.
-
11:30 — 12:00. Обед, короткая молитва.
-
12:00 — 13:00. Игры в классе (ребята сами решают, во что и как играть).
-
13:00 — 14:00. Игры на свежем воздухе. Дети постарше занимаются практическими упражнениями и уборкой. Потом снова осматривают внешний вид друг друга (чистые руки, опрятная одежда). Свободно беседуют.
-
14:00 — 15:00. Самодельничество (лепят, плетут, собирают/разбирают, рисуют). 8. 15:00 — 16:00. Все вместе занимаются гимнастикой, желательно на улице. Обдумывают свои цели и пошагово планируют, как осуществить задуманное. Ухаживают за растениями и животными.
Педагог отметила всплески внимательности у детей 3-6 лет. При этом они без усилий концентрировались на каком-то одном виде деятельности.
Если ребенку разрешали самому выбрать, чем заняться, то он предпочитал взять учебник или что-нибудь смастерить. А игрушки и вкусности, которые были в свободном доступе, игнорировались.
Продолжая наблюдения, Мария обнаружила спонтанные проявления самодисциплины и тяги к знаниям. Малыши внезапно начинали раскладывать игрушки, для каждой вещи находили свое место. Или с удовольствием приступали к изучению материала, решали задачи. Значит, при выборе деятельности ребенком движет природный инстинкт. Поэтому он берется за дело с таким энтузиазмом, а работу выполняет качественно.
Упражнения Марии Монтессори базируются на факте: в разные возрастные периоды ребенок приспособлен к конкретному занятию.
Маленькие дети лучше воспринимают информацию на слух, поэтому с ними можно изучать произношение иностранных слов. В 5 лет малыш уже готов к грамматике, поскольку хорошо концентрируется именно на письме. Еще один период — с 3-х до 6-ти лет — включает склонность детей к порядку. В течение этого времени необходимо привить ребенку навыки самообслуживания. Он сам одевается, чистит одежду, вытирает пыль, подметает пол, поливает цветы.
Принципы метода
-
Самостоятельность. Каждый ребенок выбирает занятия из предложенного списка.
-
Разумная свобода. Ученики без ограничений перемещаются по классу, при желании передвигают стулья и столы, организуют свое личное пространство.
-
«Мы учим через открытия». Дети получают знания на практике, а не слушают лекции учителя.
-
«Впитывающий разум». До 6 лет ребенок неосознанно впитывает все, что его окружает: от культуры и привычек до жизненных установок. Поэтому особое внимание уделяется подготовке среды: помещение просторное и светлое, есть доступ к воде, присутствуют цветы, за которыми воспитанник будет ухаживать. На полках расставлены хрупкие вещи, чтобы он научился бережно к ним относиться. Все учебные материалы расположены на уровне глаз ребенка, призывая его к действию (обучению).
-
Развивающие упражнения.
-
Непрерывные циклы работы (в среднем 3 часа).
-
Занятия ведет квалифицированный Монтессори-педагог.
Стадии развития
Мария Монтессори считала, что по мере взросления дети проходят через определенные уровни развития. Чтобы сделать обучение максимально полезным и увлекательным, программа уроков должна учитывать особенности каждой стадии.
Первый уровень — с рождения до 6 лет. Малыш становится исследователем, который уже стремится к независимости. Взрослый выступает в роли наблюдателя и союзника. Он помогает создать комфортное окружение и среду для учебы, а потом только курирует процесс познания.
Второй уровень — с 6 до 12 лет. У ребят наблюдаются физические изменения: выпадают молочные зубы, а ноги и туловище равномерно растут. Появляется «стадный инстинкт» и стремление показать себя. Вместе с телом активно развиваются воображение и интеллект. На этой стадии воспитанникам нужно объяснить, что иметь свое мнение — это нормально, даже если оно отличается от суждений других. В то же время детям рассказывают, как следует вести себя в обществе.
Третий уровень — с 12 до 18 лет. Он связан с половым созреванием и подростковым возрастом. Эта стадия развития самая нестабильная. У детей обостряются чувства справедливости и собственного достоинства. Они активно ищут свое место в мире, трепетно относятся к внешнему виду и хотят понравиться. В этом возрасте пристальное внимание уделяется творческому потенциалу подростка.
Четвертый уровень — с 18 до 24 лет. Доктор Монтессори считала: если ребенка развивать по ее методу, то к совершеннолетию он уже превратился в полноценную личность с задатками лидера. В целом этот период она характеризовала как потребность получать деньги за свою работу. Юный специалист стремится к финансовой самостоятельности.
«Там, где Монтессори, я не нужен» — Зигмунд Фрейд
Уникальный дар великой женщины-ученого перевернул и подход к воспитанию, и систему образования в целом. Мария Монтессори первой сделала акцент на душе ребенка, поскольку была убеждена: именно с малышей начинается здоровое общество.
Ее система полностью обращена к детям и позволяет учитывать индивидуальность и желания каждого из них. Получая с ранних лет свободу выбора, маленький человек с удовольствием изучает мир и области знаний. Уроки по методу Монтессори — не соревнования, а дружеский обмен. У ребят формируется высокая самооценка и ровное отношение к ошибкам, ведь они действуют в своей зоне ближайшего развития.
Первые Монтессори-ассоциации возникли в начале XX века в США, Голландии, Нидерландах, Швейцарии, Индии и даже Пакистане. Люди жадно слушали «революционные» лекции Марии, где она объясняла:
Если ребенок видит враждебность, он учится драться.
Если вы честны с ним, он учится быть справедливым.
Если его высмеивать, он учится быть робким.
Если ребенок растет в дружеской атмосфере, он учится обращать внимание на все хорошее.
Если его поддерживать, в нем развивается уверенность в себе.
Если ребенка унижать, он учится быть виноватым.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
В России принципы Марии Монтессори распространяла Юлия Фаусек, которая занималась с дошкольниками. И даже когда новые методы в педагогике были запрещены советской властью, она продолжала успешно использовать эти идеи в своей работе.Если его оскорблять, он учится осуждению.