Обобщение знаний о глаголе. Русский язык. 4 класс. Разработка урока
УМК «Русский язык. 4 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Задачи:
- закрепить умение определять морфологические признаки глагола;
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
- повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать мнение других.
Оборудование (средства) урока: мультимедийный комплекс (ПК + ИД), флипчарт, листы с заданиями для детей (приложение 1), конспект урока.
Использованные источники:
1. Графические материалы
- Рик Т.Г. Здравствуй, Дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 1995.
- «Играем с глаголами: иллюстрации». Издательство «Книголюб».
- Аствацатурова Т.П., Аствацатуров Г.О. Страна признаков (русский язык, 2 класс) (.ppt)
- (CD) «Привет, Причастие!». «1С: Школа».
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/
План урока |
Содержание |
|||||||||||
1. Организационный момент |
Прозвенел для нас звонок, – Подарите улыбки друг другу и мне. Оказывается люди, которые улыбаются – меньше болеют. – Урок русского языка. Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». – Как вы понимаете эти слова? |
|||||||||||
2. Сообщение темы и целей урока |
ПХГЛСШАГКОЛ – Если убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, то вы сможете назвать тему урока. – Итак, тема нашего урока? (Глагол)
Сегодня на уроке мы будем: – И всё это будем делать вместе с Дядюшкой Глаголом, по стране «Глаголия». Мы должны ответить на несколько вопросов. Прочитайте их.
– Ответив на эти вопросы, мы сможем научиться отличать глагол от других частей речи. |
|||||||||||
3. Актуализация знаний |
1. Определите эти слова по группам. В левом столбике у вас записаны понятия, а в правом 4 группы понятий. Отнесите каждое, из записанных в левом столбике понятий к одной из групп, соединив их стрелками.
– Поменяйтесь своими работами друг с другом и проверьте. – Сделайте вывод о глаголе. (Глагол – это часть речи)
2. Делу время, а потехе час, Прочитайте рассказ и «оживите» картинку (приложение 1) Апрель. Яркое со…нце. Капели. Длинные сосул…ки. На р…ке ле… . На пригорках и около д…рев…ев з…мля. У кудрявой бере…ки листоч…ки. (Наступает апрель. Светит яркое солнце. Капают капели. Тают длинные сосульки. На реке треснул лед. На пригорках и около деревьев оголилась земля. У кудрявой березки распустятся листочки.) – Какие слова оживили картинку? (глаголы) – Почему именно глаголы оживили картинку? (Т.к. они обозначают действие предмета.) – На какие вопросы отвечают? Физминутка 3. Прочитайте высказывание «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи». (А.Югов) – Объясните смысл этих слов. (Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно представить будущее, узнать прошлое). – Для чего нужен глагол в речи? Справка о глаголе: «Глагол» в старославянском языке означало «слово», «мысль». Предки наши рассматривали его, как «слово из слов» – важнейший вид слов. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. – О каких двух частях речи говорит автор? (о существительном и глаголе) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. 4. Работа с текстом над морфологическими особенностями глаголов. А) Глагольчик просит вас прочитать предложения:
Наступил апрель. – Что вы заметили? – Какой вывод мы можем сделать? (Глаголы изменяются по временам). Б) Найдите в тексте слова, обозначающие действия одного предмета, нескольких предметов. Сделайте вывод. В) Назовите глаголы прошедшего времени. – Чем похожи эти глаголы? (У этих глаголов есть суффикс -л-, который на письме отличает его от других глаголов.) – Выделите его. – После суффикса -л- идут родовые окончания. Назовите, в каком роде употреблены эти глаголы. – Итак, назовите, как могут изменяться глаголы? |
|||||||||||
4. Обобщение о глаголе |
Интересная часть речи
Вышивает или пашет,
|
|||||||||||
5. Итог урока |
– Какая удача посетила вас сегодня на уроке. Тест. |