Обобщение. Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Русский язык. 2 класс. Разработка урока
УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой.
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи.
Задачи урока:
- закрепление умения определять части речи
- развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке;
- формирование речевой деятельности учащихся.
- воспитывать прилежание, усидчивость, ответственность.
Технологии: технология сотрудничества.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрения.
Средства обучения:
- Презентация Power Point «Части речи».
- Компьютер, проектор.
- Музыкальное сопровождение к физкультминутке.
- Карточки для индивидуальной работы, листы с текстами для работы учащихся.
- Толковый словарь
- Таблички с вопросами (Кто? Что? Что делать? Что сделать? Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Цветные карандаши.
- Учебник русского языка (Т. Г. Рамзаева) 2 класс, II часть.
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Проверьте рабочие места, все ли готовы к уроку
2. Проверка домашнего задания
Исследовательские работы «Слон». Найти в тексте 5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, устно подобрать проверочные слова. Назвать имена прилагательные. Упражнение №278.
Гора – горы, кривые – криво, вытянул – тянет, вырвал – рвать, из земли – земли, целиком – целый.
На доске записаны слова: боль, больной, болеет, пыль, пылит, пыльный.
– Как вы думаете, на сколько групп можно разделить слова? По какому признаку вы распределите слова?
(Боль, пыль; больной, пыльный; болеет, пылит.)
(В первой группе имена существительные, во второй – прилагательные, в третьей – глаголы)
3. Сообщение темы и цели урока
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
Тема урока: «Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета».
– Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки в путь – опылять цветы (10 слов).
Вставить букву в слово и подобрать проверочное слово. Давайте проверим. На какое правило эти слова? Как проверить безударный гласный в слове? Разделите слова группы. (Имена существительные, глаголы)
Слова: Цветы, пила, пищат, грибы, следит, лесник, тишина, снегирь, листы, пчела.
Составьте предложение, используя эти слова.
4. Работа по теме
– Уточним представление об именах существительном, прилагательном и глаголе. Что вы можете рассказать об именах существительных, глаголах и именах прилагательных?
Дети рассказывают правила и приводят примеры,
На табличках у пчёл слова, дети распределяют слова по частям речи.
(Пчела, летать, сладкий, вкусный, собирать, носить, улей, мёд, пахучий). Дописать в каждый столбик по одному слову.
5. Уточнение знаний о частях речи
Игра «Подбери слово»
В одной тучке картинки. В другой тучке признаки предметов.
Продолжить:
белые душистые (ландыши),
круглый, резиновый (мяч),
воздушные красивые (шары),
вкусный свежий (хлеб).
– Какую часть речи мы подбирали?
– Какая часть речи помогла описать предмет?
Диктант с предварительной подготовкой
5 человек работают по индивидуальным карточкам;
Остальные: запись диктанта с предварительной подготовкой и определением частей речи.
Диктант
Летом.
Цветёт шиповник. На колючих ветвях алеют душистые розочки. Созрели сладкие ягоды. Значит, пришло лето.
6. Физкультминутка
7. Восстановление деформированного предложения и работа над ним
– Составьте предложение.
В лесу звонко поют птицы. (Подчеркните главные члены предложения.)
– Какие орфограммы увидели? Определить части речи.
8. Комментированное письмо
У Саши живёт собака Альма. У неё пушистая белая шерсть. Лапки и хвост серые. Саша кормит собаку и гуляет с ней. Альма скучает без Саши.
– О чём этот текст? У кого есть такой друг? А как вы ухаживаете за своим четвероногим другом?
– Определите части речи.
13. Игра «Подбери слово»
– Подберите к именам существительным подходящие глаголы и запишите.
Собака, волк, гусь, кузнечик, овца, свинья, утка.
14. Итог урока
– Какие части речи вы знаете?
– Что называют имена существительные?
– Что называют имена прилагательные?
– Что называют глаголы?
– Ребята, что вам понравилось на уроке? Молодцы!
За урок получили оценки следующие учащиеся: …
15. Домашнее задание
– Записать в три столбика по четыре имени существительных, имени прилагательного, глагола.