Обобщение по теме «Части речи». Русский язык. 4 класс. Конспект урока
Аннотация
Урок русского языка "Обобщение по теме «Части речи»" разработан для учащихся 4 класса, в соответствии с учебной программой по русскому языку. Тип урока: обобщения и систематизации знаний. Данный урок поможет не только обобщить знания учащихся по изученной теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание благодаря использованию игровой технологии. Используемые приёмы и методы способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащимся с любым типом мышления. Данная структура урока может быть использована на уроках обобщения и повторения пройденного материала.
Уровень: общеобразовательный класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Цели:
- Образовательная: обобщение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе), формирование умения распознавать части речи.
- Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы, развитие умения применять знания при решении разнообразных практических задач.
- Воспитательная: воспитание любознательности, доброжелательного отношения друг к другу при сотрудничестве.
Задачи урока:
- Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
- развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
- воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.
Методы обучения: аналитико-синтетический, игровой.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: игровая физкультминутка.
Оборудование: карта города Частореченска с деталями, дидактический материал по русскому языку, схемы-опоры, карточки с изображением листьев.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки.
- учащиеся должны уметь: находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание.
Структура урока
1. Организационный момент
Школьный прозвучал звонок,
Начинаем наш урок.
– Вы любите путешествовать?
– Я приглашаю вас совершить путешествие в город, который называется ЧАСТОРЕЧЕНСК. Попробуйте объяснить это название.
– Конечно же, мы отправляемся в город, где живут части речи, и вспомним всё, что мы о них знаем.
– Вы готовы? Начинаем.
– Осень. Тёплый день.
Лёгкий ветерок срывает с деревьев разноцветные листья.
– Запишем это предложение в тетради, разберём по частям речи. Части речи мы знаем. Они готовы пригласить нас в гости как старых знакомых. Посмотрите внимательно, попробуйте записать названия тех деревьев, с которых улетели листочки.
Рябина, осина, береза, дуб.
Прочитаем этот ряд слов слов. Проверяем по образцу.
– Что общего заметили?
– От чего слова попали в словарик?
– Какое слово оказалось лишним?
– Какие орфограммы встретились?
– Как определить род имен существительных?
– Листья такие красивые! Мы сможем собрать осенний букет, но сделать это не просто. Листочки с секретом. Они отправятся в вазу только после того, как вы выполните предложенные задания или ответите на вопрос.
Согласны? Попробуем.
Давно живу я в мире этом,
даю названия предметам.
– Кто же пригласил нас в гости первым?
– Дайте определение этой части речи.
– В определении названы два вопроса. Почему? Представьте себе, что вы увидели эти предметы впервые. Как вы спросите о них? Кто это или что это? (учитель показывает карточки со словосочетаниями)
ИНДЕЙСКИЙ ВОЖДЬ
ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА
АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА
БИВНИ МАМОНТА
– Поиграем? Игра «Что лишнее?»
Я называю ряд слов, а вы ищите лишнее слово.
Мышь, тишь, ерш, тушь.
Луч, дочь, меч, грач.
Рожь, чиж, стриж, нож.
– Сколько слов назвали?
– Какое правило вспомнили? Это правило нам нужно будет повторить дома.
Упр.67 выполните в тетрадях. Шагаем дальше.
Определяю я предметы,
они со мной весьма приметны.
– Кто о себе так говорит? Вспомним определения. Проверяю, какие вы внимательные.
Возьмите на столе карточку №1.
Перед вами набор слов. Нужно выписать имена прилагательные.
- Назначил, сочный, дворец, гость, умная, доказал, камыш, ласковое, хвалит, музейный, блистает, театр, честный.
- Опрятный, утешает, сверстник, родник, хихикает, свирепая, сторожит, отважный, радуга, упорный, грохочет, известная, певец.
- Украшение, позолотило, фольга, городской, зарево, вечернее, природный, открывается, росинка, разливает, ароматный, топлёное.
- Любуется, иней, приятный, диктует, румяная, дремучий, сверкают, облако, резкое, теплота, серебро, робкий.
- Пасека, влажный, обожает, сияет, прилежная, храм, журавлиная, шуршит, прошло, правый, пурга, синяя.
- Сумерки, чужой, царевич, рассматривала, острая, дубок, крепкое, дымчатый, пронеслось, влажная, запорхал, день.
- Каменная, бьётся, волна, коварный, листочки, мчался, ранний, таял, готовый, направление, туманная, перелесок.
- Бодрый, зеленая, звездопад, грустил, шлёпать, розовое, дальняя, зелень, продрогла, корзинка, поток, золотой.
- Канарейка, тяжёлая, высокая, ограда, курган, ящерица, синеватый, новые, быль, цветной, море, прибой.
- Тоненькая, протянулась, частый, случайность, белизна, местность, ценная, восточная, привыкает, концерт, правда, беленький.
- Вьётся, домик, бегал, жёлтый, морская, чужой, картофельный, спичка, речная, маяк, серенькое, прилетел.
- Яма, есть, морозный, жильё, рыжий, растут, деревня, встречали, куриный, зарядить, целый, бумажная.
- Грач, весенняя, петь, капелька, знойный, леса, дорожный, таскал, прилетела, полевой, часть, апрельский.
– Проверяем.
– Какие встретились прилагательные?
– Что мы решили собирать?
– Как назовем?
– Из чего состоит словосочетание? Запишем.
Букет осенний – муж. род., ед.ч.
– А если я хочу сказать о погоде? Погода может быть осенний?
Погода осенняя – жен. род., ед.ч.
Утро осеннее – ср.род., ед.ч.
– А дни будут у нас какие?
Дни осенние – мн.число.
– Мы показали, что существительные и прилагательные согласуются в роде и числе.
– А какое слово является основным? Главным в этом словосочетании?
– Перед вами на столах карточки под №2.
1-в.
Прочитай слова. Соедини их парами без ошибок.
душистый |
|
вода |
синее |
|
день |
ясный |
|
реки |
прохладная |
|
укроп |
быстрые |
|
небо |
2-в.
Прочитай слова. Соедини их парами без ошибок.
тяжёлый |
|
собака |
рыжие |
|
вечер |
холодный |
|
солнце |
верная |
|
чемодан |
яркое |
|
усы |
Подпишите их. Работаем по вариантам. Вам необходимо составить словосочетание. Это самостоятельная работа. (собрать на проверку)
– Какие словосочетания запомнили?
– А мы снова в гостях.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
– Что вы знаете о глаголе?
– В карточке №3 ищем предложения. Внимательно прочитайте слова, написанные после двоеточия. Спишите предложения, оставив только те, которые обозначают действия. Не ошибитесь. Работаем по вариантам.
1-в.
Внимательно прочитай слова, написанные после двоеточия. Спиши предложение, оставив только те, которые обозначают действия. Не ошибись!
Я убирал свою комнату: вытирал, подметал, скандал, самосвал, поливал.
2-в.
Внимательно прочитай слова, написанные после двоеточия. Спиши предложение, оставив только те, которые обозначают действия. Не ошибись!
Пришёл мой друг Митька и помог мне: подмёл, орёл, протёр, ковёр, шофёр.
Делаем взаимопроверку.
– Какие слова оказались лишними?
– Что у них общего?
– На какие вопросы отвечают?
– Какой частью речи являются?
Отдыхаем.
Физкультминутка. Игра «Размышляй-ка»
Мы действуем. Я называю предмет, а вы показываете его действие.
Заяц (прыгает) |
|
Медведь (топает) |
Птицы (летают) |
|
Рыбы (плавают) |
Скороход (бежит) |
|
Лягушка (скачет) |
Гармонист (играет) |
|
Лентяй (потягивается) |
Потянулись, улыбнулись, на урок вернулись.
– Как вы думаете, жители города всегда сидят в своих домиках и смотрят в окошки? Нет, конечно. Они дружат и все вместе выполняют важную работу.
– Какую? Попробуйте составить предложения из названных сегодня на уроке частей речи.
Налетел резкий ветер.
Зеленый лес зашумел.
Мы укрылись под елкой.
– Какое предложение лишнее?
– Что такое местоимение?
Под – предлог.
– Наше путешествие подходит к концу.
– Как вы думаете, все ли секреты о своей жизни раскрыли нам жители города?
– Ветер принес нам еще один листочек. На нем слова.
– На какие две группы вы разделили бы эти слова?
– Мы продолжим знакомство с частями речи на следующих уроках. Нас ожидают новые открытия. Вам понравилось путешествие?
– Трудно было?
– А почему?
– Что запомнилось больше всего?
– Как вы думаете, удалось ли нам собрать букет?
– Вы молодцы!
– Мне очень понравилось, как работали… (оценки за урок).