Обновленный курс «Экономическая и социальная география мира»
Как заинтересовать учеников географией? Как продемонстрировать связь школьного предмета с окружающим миром? Как дать актуальную информацию? Об этом рассказала в одном из наших вебинаров доктор педагогических наук, автор учебников Ольга Бахчиева. Рассмотрим насущные проблемы преподавания предмета и способы их решения на примере обновленного курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 классов.
Противоречия в преподавании школьной географии
Ученики редко интересуется углубленным изучением географии и редко выбирают ее на ЕГЭ. Однако география — один из немногих школьных предметов, формирующих мировоззрение. Кроме того, в школе он позволяет освоить все необходимые универсальные навыки, а во взрослой жизни — реализовать себя в престижных организациях (например, в «Русском географическом обществе»).
Известно, что успешность современных школьников проверяется через международный мониторинг функциональной грамотности PISA. Курс географии отвечает фактически всем запросам подготовки функционально грамотного выпускника.
Модель оценки функциональной грамотности PISA-2018К 10-11 классу ученик умеет работать со статистическими материалами, использовать математические элементы в изучении окружающего мира, владеет естественно-научной грамотностью. Он умеет наблюдать и экспериментировать, искать информацию в книге, устанавливать связи, комплексно разбираться в вопросах. Во многом — благодаря географии.
Какие педагогические проблемы нужно решать, и каким образом?
- Низкий статус школьной географии → Отклик на запросы общества.
- Неактуальное содержание учебных материалов → Постоянное обновление содержания школьных курсов с учетом развития науки; вовлечение смежных дисциплин «гео...» и «окологео...».
- Сложные виды деятельности → Обучение с учетом возрастных когнитивных особенностей детей.
Как по-современному представить ученикам социально-экономическую картину мира?
Эксперты предлагают формулу:
Географическое мышление = система географических знаний и умений + представления, тесно связанные с географическими образами
Как получить эти составляющие?
- Пространственная дифференциация всех видов деятельности человека и особенности размещения самого человека на поверхности Земли. Важно активно использовать новые понятия, учитывать появление новых отраслей и экономических группировок, отслеживать изменения в миграционных потоках и т.д. Например, недавно из смежных сфер в географию пришло новое понятие «альфа города», которое отражает реальное положение вещей и которым уже нельзя пренебречь в преподавании.
- Комплексный подход: социальные, экономические, политические, культурные, экономические стороны жизни. За последние 15 лет существенно изменилась жизнь во многих регионах, в том числе в таких «крупных игроках», как Китай, Европейский союз. Понять ход этих изменений, причины и будущие последствия можно только через общий обзор факторов, как экономических, так и социально-культурных.
- Изучение дифференциации социально-экономического пространства: территориальные и региональные различия (= размещение) в сочетании объектов природы, хозяйства и людей. Раньше на уроках говорили об однополярном и биполярном мире, а многополярность рассматривалась только как вероятность. Сегодня в курсе географии важно отразить именно многополярность мира.
Эксперты отмечают, что главное в современном преподавании географии — систематическое применение приемов формирования географических образов.
1. Работа с картографическими материалами и ГИС (геоинформационными системами).
Пример 1
Карта крупнейших ГЭС мира из учебника. Раньше российские станции считались крупнейшими в мире, скоро мы «выпадем» из списка лидеров. Карта отображает эту тенденцию.
Пример 2
Карта запаса и добычи топливно-энергетических ресурсов из атласа. Атласы хороши тем, что есть возможность обновлять их гораздо чаще, чем учебники, поэтому приведенная карта позволяет сравнить наиболее актуальные данные по ресурсам в разных регионах.
2. Страноведческий компонент. Изучение регионов и стран
Курс «Экономическая и социальная география мира» предполагает изучение множества стран (более 40) в различных форматах. Но — через призму Российской Федерации. Например, если тема затрагивает машиностроение, то в первую очередь важно показать позицию России в мировом рейтинге машиностроения. И так во всем — даже если эти позиции не очень выигрышные.
Что касается характеристик других стран, тот тут демонстрируется комплексный подход. Традиционно при изучении городов, государств, регионов делался упор либо на сухие цифры, либо на описание культурно-туристических особенностей. Авторы УМК предлагают план комплексной характеристики и в некоторых главах демонстрируют разбор именно по этому плану.
3. Работа со статистическими материалами
Изучение экономической и социальной географии в 10-11 классах предполагает такие действия, как статистическое наблюдение, группировку данных, вычисление обобщенных показателей, анализ статистических материалов (по результатам которого строятся новые статистические материалы: графики, диаграммы, таблицы).
Схема статистического наблюдения: формулировка цели → мотивация → выбор объекта → определение условий → составление плана → выбор способа кодирования → собственное наблюдение → анализ → вывод.
Пример
Страны-лидеры по производству чугуна и стали. Статистическая таблица дана как основа для заданий на поиск, сравнение, подсчеты.
4. Исследование и проектирование
В учебнике реализовано четкое разделение на исследование, то есть получение нового знания, и на проектирование, то есть изменение окружающего мира. В современных методиках иногда путают эти понятия, поэтому нужно показать школьникам разницу для успешности будущих работ.
В обновленный УМК В.П. Дронова, помимо учебника, входят рабочая программа, ЭФУ, методическое пособие, атлас, контурные карты и сборник материалов для тематического и рубежного контроля в формате ЕГЭ. В целом авторы курса постарались воплотить инновационный подход к построению учебного материала (от теории к практике и от практики к теории).
#ADVERTISING_INSERT#