О занятиях наших предков. Все профессии важны
Создать условия для уточнения знаний об основных занятиях наших предков, для получения элементарных сведений об истории земледелия.
- Обобщить знания учащихся о разнообразном мире профессий, расширить представления о значении и содержании различных профессиональных деятельностях; показать важность труда в любой профессиональной деятельности.
Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление.
Развивать речь детей.
Учить детей ориентироваться в материалах учебника.
Делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
проводить анализ с целью выделения указанных признаков
отвечать на вопросы учителя.
- Охота, собирательство, земледелие, ремесленничество.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка и принятие мотива учебной деятельности | Учитель. Предлагаю совершить путешествие в далекое прошлое нашей страны и узнать, какие основные занятия были у наших предков. Смотрите видеоматериалы и слушайте мой рассказ. Вы должны ответить на вопросы: какие занятия наших предков можно назвать самыми древними? С чем это было связано? Примерный рассказ учителя. В самые далекие времена, когда еще наши предки не освоили земледелие, основным занятием были охота и собирательство. Охотникам с помощью луков, острых стрел, специальных ловушек удавалось поймать в лесах, богатых разным зверьем, зайцев и лис, а в реке наловить рыбы. Женщины собирали в лесу ягоды, съедобные травы, грибы. Наступающие холода заставляли наших предков позаботиться о теплой одежде. Для этого использовались шкуры зверей. Шкурами утепляли и жилища. И много веков спустя вся жизнь сельского жителя была связана с земледелием. Выращивание хлебных злаков (рожь, просо, овес, пшеница) было основным занятием славян. Земледелие было связано с серьезным делом – освободить будущую пашню от леса, перепахать ее вручную с помощью мотыги и сохи. Другим важным занятием было бортничество – так называются занятия по разведению пчел, сбору меда. Для сельской местности было характерно и скотоводство и птицеводство. Наши предки выращивали коз, овец, коров, лошадей, домашнюю птицу. Когда заканчивались работы в поле, наши предки становились ремесленниками – долгими зимними вечерами женщины пряли нитки, из которых потом ткали одежду. Мужчины занимались кузнечным мастерством, делали из металла мечи, кольчуги, ножи, а также обрабатывали дерево. В те далекие времена дерево было основным материалом для строительства, изготовления домашней утвари. С развитием умений работать с глиной появилось гончарное ремесло. Археологические раскопки говорят о том, что посуда из керамики появилась на Руси уже в 9 веке. Сначала изготовлением посуды из глины занимались только женщины, но с появлением гончарного круга гончарное дело стало мужским занятием. К глине примешивался песок, мелкие ракушки, камешки, что делало изделия более прочными. С появлением городов ремесленничество стало важным занятием горожан. В древних городах были особые районы, в которых жили и трудились ремесленники определенной профессии, о чем рассказывают сохранившиеся названия улиц и районов: Гончарная улица, Оружейный переулок, Ткацкий район и другие. Ответы детей. |
2 | 2. Основная часть урока | Учитель. Предлагаю поиграть. Выиграет тот, у кого не будет в ответах ошибок. Класс оценит результаты работы. |
3 | 3. Итог урока. Анализ результатов деятельности детей | Учитель. Рассмотрите рисунки в учебнике и скажите, какие современные профессии вы знаете. Работа с учебником на с. 148 Учитель. Прочитаем текст в учебнике и ответим на вопрос: нужен ли вам компьютер, что вы с помощью его делаете? Итог урока Учитель. Вот как много вы узнали сегодня о занятиях наших предков. Кто желает, подготовьте дома сообщение на любую из предложенных тем: «Когда на Руси появилось земледелие?», «Когда человек стал приручать животных?», «Когда на Руси появилось пчеловодство?». |