Новая модель ОГЭ по физике
В 2020-2021 гг. будет введена новая модель ОГЭ по физике. Также нас ждет обновление ФГОС — этап обсуждения уже прошел, дело осталось за подписью. Ученики и преподаватели задаются вопросом: что будет на предстоящих государственных аттестациях?
В 2018-м на сайте ФИПИ была опубликована перспективная модель ОГЭ, но она уже во многом неактуальна. Методист корпорации «Российский учебник» Владимир Опаловский разобрал модель, актуальную на момент августа 2019 года. Ожидается, что этот вариант будет опубликован на сайте ФИПИ (возможно, с изменениями, но несущественными).
Как мы будем изучать физику и проверять знания
Раньше изучение предмета шло последовательно по разделам: механика, теплофизика, электродинамика, квантовая физика. Принципиальное отличие новых стандартов обучения — в деятельностном подходе. То есть ученики будут осваивать одни и те же виды деятельности на материале разных разделов науки. Кроме того, теперь стандарты будут диктовать не только планируемые результаты, но и содержание обучения (то есть на основе чего эти результаты должны достигаться).
Учебно-методические комплекты по физике корпорации «Российский учебник» от авторов Пурышева Н.С. и Грачев А.В. изначально создавались под требования федеральных стандартов. Рабочие тетради, входящие в комплекты, соответствуют содержанию Основного государственного экзамена. Летом 2019 года мы представили несколько новинок: сборники задач базового уровня для 10 и для 11 классов, а также лабораторный практикум углубленного уровня для 10-11 классов. Наши УМК позволяют в полной мере обеспечить подготовку к экзаменам. Особенно удобно будет работать теперь: по задумке авторов преобразований, учителям больше не придется разделять предметное обучение и подготовку к аттестации.
ФГОС и ОГЭ/ЕГЭ станут ближе друг к другу. На экзаменах будет проверяться, насколько хорошо дети усвоили деятельность из стандартов. Особое внимание планируется уделять практике, чтобы школьники понимали, как использовать полученные знания не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Также и на уроках, и на контроле, дети будут чаще заниматься смысловым чтением и совершенствовать метапредметные навыки (объяснение, аргументацию, интеграцию, сравнение, классификацию, оценку). В новой модели основного экзамена не будет группировки вопросов по разделам физики, а предполагается разделение по видам действий. Однако можно ожидать, что в однотипных вопросах (например, на знание формул) будут представлены разные темы.
Изменения в структуре контрольных измерительных материалов:
- Новое: явления (№ 3 и № 4), планирование опыта (№ 15), экспериментальное задание (№ 16), технические устройства (№ 18).
- Обновленное: основные формулы (№№ 5-8), снятие показаний приборов (№ 13), работа с текстом (№ 19 и № 20), расчетная задача повышенного уровня (№ 23), качественная задача (№ 22).
- Преемственность: изменение величин (№ 9 и № 10), графики и таблицы (№ 11 и № 12), интерпретация результатов опытов (№ 14), технические устройства (№ 17), качественная задача (№ 21), расчетные задачи (№ 24 и № 25).
Представляем вашему вниманию новую перспективную модель КИМ с комментариями от эксперта.
Перспективная модель КИМ ОГЭ
№ 1 и № 2. Знание физических величин и формул. Задания не претерпели изменений. Как и раньше, здесь могут быть 2, 3 или 4 правильных ответа.
№ 3. Умение распознавать физические явления в бытовой ситуации либо на примере нестандартного для школы опыта. В ответе нужно записать одно слово – название явления. Пока не совсем понятно, как будет проходить оценивание с учетом возможных грамматических ошибок.
№ 4. Умение распознавать физические явления в стандартных учебных ситуациях, на стандартных учебных приборах.
№№ 5-8. Знание основных формул. Задания во многом сохранили преемственность, однако раньше здесь была форма теста, а теперь варианты ответов отсутствуют.
№ 9 и № 10. Знания в области изменения физических величин.
№ 11 и № 12. Навык работы с графиками, схемами, таблицами.
№ 13. Методологическое умение: снимать показания прибора и фиксировать их с учетом погрешности. Похожее задание недавно было введено в ЕГЭ, а теперь оно появится и в ОГЭ. Что считать погрешностью — это обязательно будет указано в тексте.
№ 14. Способность анализировать различные этапы опыта.
№ 15. Навык проведения опытов. Абсолютно новое задание, в котором могут быть избыточные данные. Нужен развернутый ответ. Поскольку далее следует своеобразная лабораторная работа (а лабораторные работы обычно сконцентрированы на таких разделах, как механика и постоянный электрический ток), то можно предположить, что здесь вопрос будет связан с теплофизикой или электромагнитной индукцией (чтобы темы не пересекались).
№ 16. Умение проводить эксперименты на реальном оборудовании (лабораторная работа). Это задание претерпело больше всего изменений. Максимальный балл за его выполнение теперь не 4, а 3. Вводятся цифровые наборы оборудования, которые раньше экзаменом не предусматривались. К комплектам будут даваться подробные описания, чтобы учитель, ответственный за приборы, при отсутствии необходимого оборудования мог подобрать аналоги для проведения указанных работ.
№ 17. Знание технических устройств. Возможно, здесь будет две линии. Первая: какое устройство работает на основании какого физического закона. Вторая: кто открыл этот закон.
№ 18. Знание технических устройств. Как № 17, только наоборот. Это так называемый контекстный вопрос, в котором будет представлено устройство не из школьной программы. Ученик должен будет выбрать правильные ответы, изучив описание.
№ 19 и № 20. Смысловое чтение, способность давать краткие и развернутые ответы по тексту.
№ 21 и № 22. Умение решать качественные задачи с учебными и бытовыми ситуациями.
№№ 23-25. Навык решать расчетные задачи с краткими и развернутыми записями ответа.
Подписывайтесь на нашу рассылку, смотрите вебинары в режиме реального времени и узнавайте первыми об изменениях в сфере образования!
#ADVERTISING_INSERT#