Урок словесности: новые приёмы и методы
Почему так важно уйти от традиционной формы проведения урока? Какие форматы уроков актуальны сегодня? На эти вопросы ответила методист по русскому языку и литературе Марина Геннадьевна Низенькова.Почему нужно уйти от традиционной формы ведения урока?
Во-первых, традиционным уроком уже не увлечь современных школьников. Они не хотят чертить мелом по черной доске, скучать на лекциях и выполнять типичные репродуктивные упражнения.
Во-вторых, без новых, нестандартных форм проведения урока не добиться задач, поставленных ФГОС. Провозглашенный в 2010 году системно-деятельностный подход можно осуществить только в том случае, если применить новую, нетрадиционную структуру урока, использовать эффективные приемы развивающего обучения, предложить групповые формы работы.
Наконец, в рамках привычного урока сложно подружиться с современными реалиями, такими как активное использование гаджетов. Отбирая смартфоны у школьников, мы не можем создать актуальный урок. Нужно разговаривать с современными школьниками современным языком и при помощи современных технологий. Тем более, что 70% московских школьников все равно ищут информацию к уроку по телефону, даже если учитель запрещает. Так почему бы не сделать гаджет ещё одним инструментом работы на уроке?
Первый шаг на пути к нетрадиционной форме урока
Прежде всего, чтобы освоить новые приемы и методы ведения урока, нужно перестать воспринимать уроки как сорокапятиминутные отрезки времени. Будем учиться мыслить учебными ситуациями.
Учебная ситуация — это единица учебного процесса, которая определяется не длительностью, а предметом действия, методами исследования проблемы, набором разнообразных учебных действий, которые совершают ученики в процессе разрешения этой ситуации. Учебная ситуация может длиться пятнадцать минут, или тянуться несколько месяцев, в зависимости от задачи.
Выстраивать качественные учебные ситуации удобнее всего, если использовать на уроках технологию смешанного обучения. Нам предстоит смешивать очное и дистанционное обучение, придерживаться индивидуального подхода в учебном процессе (традиционный фронтальный урок для этого не подходит).
Формы проведения урока в рамках смешанного обучения
Этих форм множество, но их объединяют общие свойства: персонализация обучения, постоянная опора на мастерство учащихся (которое мониторит учитель), работа в режиме среды высоких ожиданий (ученики должны понимать, чем хотят заниматься в будущем, и осознавать свою личную ответственность за качество выполнения той или иной задачи). Естественно, наиболее востребованный тип деятельности при таком подходе — групповая проектная деятельность.
Эксперт предлагает на уроках словесности использовать две формы урока — «перевернутый класс» и «ротация станций».
Вспомним, какова структура традиционного урока: организационный момент, проверка домашнего задания, затем львиную долю урока занимает объяснение нового материала, закрепление знаний и разбор домашнего задания. Дома учащимся предстоит снова закреплять, отрабатывать, выполнять репродуктивные задания.
Теперь посмотрим на модель «Перевернутого класса»: на уроке не объясняем никакого нового материала — это драгоценное ядро обучения переносим домой, на самостоятельное изучение. Рассказываем ученикам, где взять информацию, о чем подумать. В качестве домашнего задания ученики должны принести на урок:
- изученный материал;
- вопросы по теме;
- готовность осмыслять и применять на практике.
Дома дети будут смотреть видеоролики по теме, самостоятельно изучать онлайн новый материал (к счастью, в рунете достаточно ресурсов, которые снабдят вас нужными материалами, но вы можете и сами снять видеоролик, спроектировать задание).
А что будет происходить на следующем уроке? Будет работа по модели «ротации станций» — лучше всего начать с трех станций:
- одна работает онлайн;
- другая выполняет творческое задание;
- третья занята фронтальной работой с педагогом.
Класс делится на три группы, каждая группа тратит на каждую станцию по 15 минут. По сути, в рамках этого урока будет проведена проверка домашнего задания, осуществлена проектная деятельность, и выполнена индивидуальная работа (например, во время вашей беседы с детьми на третьей станции).
Самое главное — после окончания урока учебная ситуация не будет завершена: многие задачи дети возьмут на дом, для индивидуальной работы.
Конечно, не каждый урок вписывается в эти модели, но эти модели вписываются в практику любого учителя, независимо от уровня подготовки детей и технического оснащения.
Как начать осваивать нетрадиционные структуры ведения урока?
- Предупредите родителей. Расскажите на родительском собрании о вашем намерении перейти к смешанному обучению. Пусть родители предоставят детям доступ к информационным ресурсам.
- Используйте доступные ресурсы. Необязательно самостоятельно генерировать идеи и материалы к каждому подобному уроку. Задания для нетрадиционных форм урока есть во всех учебниках, которые написаны с опорой на ФГОС.
- Из учебника литературы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой базового уровня: классу предлагается подготовить презентацию по комедии «Горе от ума» в форме заочной экскурсии по усадьбе, где жил Грибоедов в детстве; создать электронный альбом иллюстраций; подготовить устный журнал «Поэт, драматург, дипломат», посвященный Грибоедову.
- Из учебника литературы под редакцией Г.В. Москвина: изучая биографии писателей, проводим самостоятельное исследование: доказываем, опираясь на творчество писателей, что все они были современниками. Создаем ленту времени: задаем период, годы жизни писателя, отмечаем ключевые события этого периода, ищем их следы в произведениях.
- Обращайтесь к технологиям. Чтобы и вам, и ученикам было интересно, пользуйтесь доступными гаджетами: записывайте устные журналы на диктофон, монтируйте аудиокниги, выкладывайте получившиеся видеоролики в Интернет, пользуйтесь полезными удобными программами — GoogleDocs, Timeline, Colomeo.
- И все это делаете не вы, а дети. Поверьте, им вполне по силам самостоятельно составить журнал, смонтировать видеоролик или составить ментальную карту. С вас — только постановка задачи и модерация, вся работа должна быть сделана командой учащихся.
- Наберитесь терпения. Будьте готовы к тому, что с первого раза у ваших учеников не все получится блестяще. Самостоятельно освоить материал в рамках «перевернутого урока» сначала смогут лишь единицы, по-настоящему интересным будет один проект из трех. Но поначалу ценен процесс, не результат: ученики должны привыкнуть к новому режиму. Самый ценный результат будет связан с тем, что на уроках им будет нескучно, и действовать они будут осмысленно.
- Приучайте класс к новой форме. Попробовать один раз и забыть как страшный сон — неудачная практика. Возвращайтесь к нетрадиционным формам урока регулярно, сделайте их частью вашей постоянной практики. Тогда и результат будет раз от раза лучше, и ученики будут готовиться к таким урокам все более серьезно.
Примеры: