Нереальная реальность
Школа будущего... Какая она? Размышляя об этом, воображение начинает рисовать футуристические сюжеты. Но, стараясь не поддаваться желанию фантазировать об идеальном, попробуем представить, что же может произойти со школой в ближайшее время на самом деле?
Важно понимать, что в школе будущего изменения коснутся всех сфер деятельности школы: от архитектуры образовательного пространства и материально-технического обеспечения до содержательного ядра образования и форм, технологий, методов и средств обучения. Несомненно, стремительно развивающиеся информационные технологии, сыграют в школе будущего одну из ключевых ролей.
Видится нам, что бумажные учебники, через какое-то время перестанут быть монополистом в процессе передачи информации. Их место с успехом займут учебники электронные, содержащие интерактивную платформу.
Именно она позволит учащимся самостоятельно выстраивать маршрут и хронометраж изучаемого: знакомиться с дополнительными материалами, отвечать на вопросы-метки, самостоятельно оценивать уровень понимания материала и продвигаться дальше или прямо в учебнике, написав решение задания, отправить его на проверку.
Таким образом, процесс изучения учебного материала станет похожим на квест, где учащийся сам определяет такие категории как сложность и количество заданий, время и место их выполнения.
Немаловажную роль в «активном» учебнике будет играть учитель. В его силах наполнить контент вариативной части электронного учебника: создать тексты, задания и контрольно-измерительные материалы для класса, состоящего из индивидуальностей. При помощи электронного устройства педагоги смогут одним движением руки пересылать задания или материал на планшеты учащихся, управлять показом презентации на большой информационной панели, применять их как систему интерактивного голосования.
Уроки в школе будущего будут похожи на лучшие выступления TED или презентации новинок в стиле Стива Джобса, а технологии "перевернутый класс" и "обучение вне стен классной комнаты" станут общепринятыми в педагогической практике.
Бесспорно, все это приведет к необходимости создания нелинейного расписания. Может быть, достойным решением станет блочно-модульное расписание с плавающей датой выездных занятий. Аудиторные и внеаудиторные, индивидуальные и групповые занятия, постоянные классы и группы переменного состава – вот неполный перечень возможностей организации образовательного процесса. Дополнительные и внеурочные занятия с учащимися будут реализованы за счет активного сетевого взаимодействия с расположенными по близости библиотеками, подростковыми клубами, военно-патриотическими объединениями, дворцами творчества, музеями и другими объектами культуры и спорта.
В управлении школой информационные технологии станут просто незаменимы. Рассылая важную информацию сотрудникам школы по корпоративной почте, станет возможным делать метки с указанием времени и текста напоминания. Они автоматически добавят новую задачу в электронный календарь адресата и осуществят смс-напоминание. Многочисленные отчеты, конечно, не исчезнут, но будут стандартизированы, а большая часть сформируется автоматически из школьных баз данных.
Особую роль приобретёт официальный сайт школы. Он станет мощной информационной и образовательной площадкой, где каждый участник образовательных отношений найдёт важное для себя и своего образовательного маршрута.
Постоянно обновляющаяся, живая и насыщенная новостная лента сайта при желании может стать частью контента справочно-информационных панелей, установленных в коридорах школы. Подготовкой материала при поддержке педагога будет заниматься медиагруппа учащихся, проявляющих интерес к журналистике, телевидению, общественной деятельности. Для других учащихся старших классов за счет тесного взаимодействия с вузами и работодателями также станет возможным практическое знакомство с различными профессиями.
Выстраивая партнерские отношения с родителями учащихся, школа активно будет вовлекать взрослых в свою жизнь. Кроме очных консультаций и часов приема, в определенное время любой специалист школы будет доступен для родителей в режиме видеосвязи. Сервис "Электронный дневник", прикрепленный к телефону родителя, позволит осуществлять адресную информационную смс-рассылку от администрации или классного руководителя.
Бесспорно, в рамках данной работы трудно представить все аспекты Школы будущего. Однако хочется верить, что каждый день, проведенный в школе будущего, станет и для учащихся, и для родителей Со-бытием: совместным бытием и деланием. Совместным путешествием по дороге образования в течение всей жизни...
"Все это в недалеком будущем? Нереально!", — возможно, подумает читатель. Но ведь какие-то шаги уже сделаны! Надо только уверенно двигаться в выбранном направлении и тогда то, что казалось нереальным, станет реальностью.