Немецкий язык как первый иностранный: начальное образование
Корпорация «Российский учебник» представляет новую серию УМК для 2-4 классов по немецкому языку (как первому иностранному), авторов Н. А. Артемовой и Т. А. Гавриловой. Работу с пособиями «Spektrum» в этом году начали уже около 5000 младшеклассников. Представляем основные принципы обучения немецкому языку в начальной школе по инновационному курсу.Знания и умения ученика по окончании прохождения курса
В соответствии с требованиями ФГОС, курс немецкого языка в начальной школе ориентирован не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты. Приведем некоторые из них.
Личностные результаты: понимание своей национальной идентичности с сохранением уважительного отношения к истории и культуре других народов, принятие своей роли обучающегося, понимание ответственности за результаты своей деятельности, сотрудничество с взрослыми и сверстниками, поиск средств решения учебных задач.
Метапредметные результаты: анализ результатов своей работы, пользование образцами при самостоятельной работе, обращение к доступным источникам информации, перевод материала на русский язык, опора в работе на языковые догадки, сравнение явлений языка по отдельным признакам, ведение беседы, аргументация своей точки зрения, работа с разными форматами предоставления информации (тексты, рисунки, таблицы, справочники, словари).
Предметные результаты (соответствующие ПООП НОО): получение общего представления о немецком языке и его отличиях от русского языка, способность и готовность общаться с носителями немецкого языка (с учетом речевых возможностей и потребностей младшего школьника), расширение лингвистического кругозора, умение ставить и решать посильные коммуникативные задачи, устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык».
Рассмотрим подробнее предметные результаты, к которым ученик приходит в процессе изучения немецкого языка по курсу «Спектр» в начальных классах.
Коммуникативные умения:
-
Участие в элементарных диалогах с соблюдением немецкого речевого этикета
-
Способность рассказать о себе и своих близких.
-
Понимание, что говорят на немецком языке учитель и одноклассники.
-
Выполнение заданий на основе аудирования.
-
Чтение вслух и про себя небольших текстов, поиск в них информации.
-
Составление писем иностранному другу.
-
Написание поздравлений для открыток.
Навыки пользования языковыми средствами:
-
Воспроизведение букв немецкого алфавита, пользование алфавитом.
-
Списывание текста.
-
Воспроизведение звуков немецкого языка.
-
Корректное произношение предложений с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
-
Знание лексических единиц.
-
Восстановление текста.
-
Использование основных коммуникативных типов предложений.
-
Распознавание и употребление существительных с разными артиклями, глагола-связки sein, глаголов в Präsens, Futurum, Präteritum, Perfekt, предлогов для выражения временных и пространственных отношений, модальных глаголов können, wollen, müssen, sollen, местоимений, прилагательных, числительных.
Подобный перечень результатов представлен в «Рабочей программе к УМК Спектр (Spektrum) Артемовой Н.А. для 2-4 классов» курса, доступной для бесплатного скачивания.
Компоненты УМК «Спектр»
Кроме рабочей программы и непосредственно учебников, УМК включает в себя: рабочие тетради, прописи, бесплатные аудиоматериалы, бесплатные книги для учителя. В скором времени планируется релиз электронных форм учебников.
Основание для использования УМК «Спектр»: Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. N 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Игра как форма изучения немецкого языка
Игровая форма в наибольшей степени отвечает возрастным особенностям учеников младших классов, помогает им раскрепоститься, создает положительный настрой и дополнительную мотивацию к освоению немецкого языка. Поэтому авторы серии «Спектр» предлагают уделять играм большое внимание при изучении и повторении материала. Не все педагоги готовы к шуму, бурной реакции детей, которыми, конечно, сопровождаются игровые процессы. Однако этот метод очень эффективен, потому что школьники начинают изучать немецкий язык с воодушевлением. Примеры игр:
Rate-mal-Spiel
Отрабатываем речевые образцы (вопросительные предложения без вопросительного слова, утвердительные предложения, предложения с отрицанием) и работаем с лексикой.
Вариант 1 (оптимально для второго класса). Группа загадывает имя одного из учащихся. Водящий должен его отгадать, задавая соответствующий вопрос. „Ist das Lisa? “ – „Nein das ist nicht Lisa.“ „Ist das Alex? “ – „Ja, das ist Alex.“
Вариант 2. Загадывается прилагательное, обозначающее качество. Водящий, задавая вопросы, должен отгадать его.
Вариант 3 (оптимально для третьего класса). Ученики загадывают или прячут предмет (например, что-то из школьных принадлежностей). Водящий спрашивает: „Ist das ein(e) …?“ Ему отвечают: „Nein, das ist kein(e) …“ . Так отрабатывается отрицание „kein(e)“.
Игра продолжается до тех пор, пока не будет отгадано имя/качество/предмет.
Pantomime
Заучиваем буквы немецкого алфавита, закрепляем лексику, отрабатываем грамматические темы, изучаем тему «Время».
Вариант 1 (оптимально для окончания вводного курса). Учащиеся в парах или индивидуально изображают пройденные буквы. Группа отгадывает представленную букву.
Вариант 2 (оптимально для третьего класса). Один из учащихся загадывает глагол и изображает соответствующее действие. Остальные ребята, задавая вопросы в зависимости от изучаемой грамматической темы в Präsens или в Perfekt, стараются отгадать продемонстрированное действие.
Вариант 3. Для отработки повелительного наклонения (Imperativ) учащиеся по очереди дают друг другу команды и выполняют их.
Вариант 4. При изучении темы «Время» школьники индивидуально или в парах изображают часы, предлагая остальным назвать показываемое ими время.
Memorie
Отрабатываем лексику, запоминаем спряжения. На отдельных карточках записываются личные местоимения и соответствующие формы глагола (грамматика), либо записываются новые слова и изображаются соответствующие рисунки (лексика). Ребенку гораздо проще выучить новые слова в процессе такой игры, чем просто работая со списком. Слова желательно фиксировать разными цветами, в зависимости от грамматического рода (синий – мужской род, красный – женский род, зеленый – средний род).
Карточки раскладываются в две группы текстом/изображением вниз. Игроки поочередно берут по одной карточке из каждой группы. Если на взятых карточках форма глагола и местоимение / изображение и слово совпадают, игрок оставляет пару карточек у себя и берет еще две карточки. Если содержания карточек не соответствуют, игрок кладет их на место, снова перевернув текстом/изображением вниз. Другие игроки стараются запомнить, где какая из уже известных им карточек лежит, чтобы быстрее подобрать нужную пару. Выигрывает тот, у кого оказывается больше парных карточек.
Quartett
Отрабатываем тематическую лексику. «Квартет» составляют четыре карточки, объединенные одним признаком, например, темой или грамматическим родом. Цель игры: собрать как можно больше «квартетов».
Игра «Квартет» по теме «Одежда». На карточках изображаются предметы одежды с подписями. Каждый предмет желательно изобразить цветом, соответствующим грамматическому роду существительного. Вещи, которые обозначаются существительными во множественном числе, можно изобразить сиреневым цветом. Помимо названия предмета, на каждой карточке указываются названия других предметов в том же роде и числе. Играют в группах по четыре человека, ход переходит от игрока к игроку по часовой стрелке. Карточки перемешивают и раздают участникам. Задача: собрать четыре карточки с существительными одного рода или с существительными во множественном числе. Начинает игру тот, у кого на руках окажется карточка с изображением предмета, о котором договорились заранее. Участники обращаются друг к другу и обмениваются карточками: „Ich brauche einen Mantel. Und ich kann dir eine Bluse geben. “ Если у следующего игрока есть требуемая карточка, он отдает ее: „Hier bitte.“ Первый игрок получает возможность задать еще один вопрос, причем любому участнику. Если обмен не состоялся („Ich habe keinen Mantel.“), то ход переходит к следующему игроку – так идет работа и над лексикой, и над грамматикой.
Bingo (Лото)
Запоминаем количественные числительные. Участники игры рисуют таблички и заполняют их числами в отрабатываемом диапазоне. Таблички могут быть дух видов: две на две или две на три клетки. Учитель или водящий называет числа в произвольном порядке, остальные зачеркивают их в своих табличках. Кто первым зачеркнет все числа, выкрикивает слово „Bingo“ и становится победителем.
Domino
Отрабатываем спряжения глаголов. На карточках домино («доминошинах») вместо точек представлены глаголы и местоимения. Карточки перемешиваются и распределяются между участниками игры поровну, по 4-5 штук в зависимости от количества игроков или отрабатываемых глаголов. Начинает игру тот, у кого на руках окажется «доминошина» с «младшим» местоимением (ich/du/…). Игроки по очереди выкладывают карточки так, чтобы на стыке оказалось личное местоимение с соответствующей ему формой глагола. Карточки с глаголами могут выкладываться вперемешку или в строгой очередности: сначала все формы одного глагола, затем все формы другого и т.д. Игрок, у которого на руках не оказывается карточки домино с нужной формой глагола, либо тянет карточку из оставшихся «доминошин», либо пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои «доминошины» на стол.
Рабочие тетради содержат разрезной материал для этих и других игр. Получить информацию об авторах курса «Спектр», пообщаться с коллегами на тематическом форуме, познакомиться с ученическими работами по немецкому языку вы можете на сайте проекта Spektrumdeutsch.com.