Наставничество в школе: работа с подростками
На этапе взросления подросток сталкивается с множеством проблем: от смены ценностей и конфликтов с родителями до поисков себя и расширения круга общения. Что может сделать школа, чтобы этот период прошел без трудностей – как для ребенка, так и для окружающего мира? Одно из возможных решений – программа наставничества в образовательном учреждении.Если подростку не к кому пойти — хуже будет всем
С уверенностью можно сказать, что любому подростку на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и пугающие вопросы, помочь, принять его таким, каков он есть, и в прямом смысле наставить на путь. Может ли родитель быть таким человеком? Может, но лишь отчасти, так как ребенку сложно открыться собственным маме с папой, а им самим — объективно оценивать успехи и сложности своего чада. Другой вариант — учитель. Именно его с древнейших времен называют наставником и ментором, человеком, который открывает глаза на истину, советует и направляет, не забывая поддерживать. Только вот есть ли у современного учителя время воспитывать и направлять? Многие читатели скажут: «Нет. У меня есть время на составление планов, отчеты и проверку тетрадей. Когда же тут говорить по душам?».С кем тогда остается подросток и куда ему идти? Не получил вовремя совет от значимого человека с опытом — получил его в Интернете, не решил внутренний конфликт, просто не зная как, — школа получила взрыв неприкрытой агрессии; подросток не знает, к кому пойти с вопросами о будущей профессии — замыкается в себе и теряет мотивацию. И родителям, и школе, и самому ребенку всего этого не нужно. И на помощь в этом случае может придти программа наставничества.
Что делать школе? Откуда взять ресурсы на воспитательную работу с детьми?
Школа отлично понимает, что проводить воспитательную работу с подростками важно и нужно, но откуда взять на нее ресурсы? Даже классные руководители жалуются на то, что провести классный час не всегда удается из-за большой загруженности учеников.Одна из пользовательниц нашей группы в социальной сети Вконтакте написала, комментируя отсутствие времени даже на классные часы: «Такой ритм жизни — и кто его задает? Некогда с детьми говорить о главном ни учителям, ни родителям. А потом удивляемся: Откуда что берется в их головах?».К тому же, разговоры о самоопределении, ценностях и перспективах, работа по развитию гибких навыков, которые так нужны для успешного будущего — все это требует определенных компетенций. Как вы организуете профориентационный кружок для десятиклассников, если из специалистов только педагоги, а Коля, Сережа и Маша хотят знать больше о робототехнике?
Многие школы Европы, а в последние три года и России, для решения следующих вопросов:
- работа с талантливыми детьми;
- профориентация;
- работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
- работа с «трудными» подростками;
Программа наставничества — это программа поддержки подростка, в которой у него есть человек, помогающий решить проблемы и достичь поставленнных целей. Наставник — это человек со значительным жизненным опытом, который готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.
Пример:
Школа привлекает к программе наставничества успешных выпускников, готовых поделиться своим опытом и профессиональными навыками с учениками на безвозмездной основе, реализуя собственную потребность поблагодарить Alma mater или почувствовать собственную значимость. Наставники могут работать самостоятельно под контролем куратора программы — например, проводить лекции или приглашать ребят на производство, а могут использовать методику, разработанную педагогами и психологами.
Таким образом, тем самым «значимым» взрослым не обязательно должен стать учитель-предметник или классный руководитель, хотя, если высказано такое желание, при наличии пособий по наставничеству и собственного опыта такая работа будет более чем эффективной. Наставник в школе — это не противовес учителю, это его помощник на пути выстраивания гармоничных отношений и углублению в ту самую индивидуализацию, которая сейчас требуется от школ.
Чтобы облегчить работу учителей, социальных педагогов, наставников, педагогов-психологов и классных руководителей наши коллеги – национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ – разработали 8 рабочих тетрадей наставника. Это обучающие материалы по планомерному развитию отношений с подростком: от построения доверия до определения мечты и формирования плана достижения целей. Ниже мы приведем несколько примеров упражнений из этих тетрадей, который вы сможете использовать в своей работе.
Получить тетради можно абсолютно бесплатно по ссылке на сайте коллег: https://mentori.ru/copybook/
Работа с подростком. Доверие — кому мы доверяем и почему?
Подросток не доверяет никому, его частые фразы — «вы меня не понимаете» и «у вас все иначе, чем у меня». Возможно, он абсолютно прав, и между вами не пролегла дорожка доверия, без которой прийти к взаимопониманию просто невозможно. С помощью этих простых упражнений вы вместе с подростком поймете, что может лечь в основу доверительных отношений. Кто знает, что после такой работы придется в себе изменить?Упражнение «Кому вы доверяете?»
1. Подумайте и запишите тех людей, кому вы доверяете.
2. Посмотрите внимательно на свой список — что вы ощущаете?
3. Теперь запишите причины, по которым Вы доверяете этим людям. Это могут быть как рациональные причины, так и ощущения, которые вы испытываете.
4. Какие выводы вы можете сделать о том, КАК вы доверяете?
Далее наставляемому-подростку предлагается нарисовать человека, которому он доверяет. В центре листа помещается солнышко, от которого расходятся лучики-качества или образы.
После проделанной работы ребенку предлагается задуматься над следующим этапом: «Доверяют ли ВАМ люди, которых вы представляли в первых пунктах, и почему, как вам кажется, это происходит?».
Работа с подростком. Понимание наших эмоций
Упражнение «Что такое эмоция?»Представьте себе ситуацию: Вы находитесь в душной аудитории. Вокруг шумно, а вам необходимо подготовить письменный ответ. Вас переполняют разные чувства.
Как только Вы себе это представите, ответьте на несколько вопросов:
- Что вы в этот момент ощущаете в теле?
- Что вы чувствуете?
- Как проявляете свои чувства вовне?
Если ребенок смог без затруднения ответить на три вопроса, его можно поздравить — он прекрасно осознает разницу между ощущениями, чувствами и эмоциями. И все-таки давайте более подробно обсудим, что это такое и как работает.
Лист делится на три части: «Ощущения», «Чувства» и «Эмоции». Под каждой надо записать идеи о том, чем отличаются эти группы явлений.
Дело в том, что зачастую трудности в коммуникации возникают тогда, когда человек не осознает, что ощущает и чувствует. Это эмоциональные реакции не соответствуют переживаниям, и в результате в мир он транслирует совершенно иное. Надо сбалансировать эту систему.
Работа с подростком. Учимся ставить цели
Правильно поставленные цели и осознание путей их реализации — то, чего не хватает взрослым людям, не говоря о подростках. Работа с постановкой целей и задач и дальнейшей их реализации попадает в фокус наставнической работы. Причем, цели эти могут быть разные: от улучшения оценок и поступления в ВУЗ до улучшения своей физической формы и навыков коммуникации с друзьями.
Каждая цель должна быть измеримой. Цель «стать самым лучшим» потому и остается несбыточной мечтой, так как не включает четкого алгорима действий. Выполняя следующие упражнения, подросток сам для себя зафиксирует будущий план действий.
Упражнение 1. Моя цель конкретна
Ответьте письменно на вопрос «Что я хочу иметь?», запишите по пунктам, каждый раз начиная предложение со слов
Я хочу, чтобы у меня было...
Упражнение 2. Моя цель измерима
Ответьте письменно на вопросы, выбрав из первого упражнения одно предложение-желание. Например, «Я хочу, чтобы у меня был...красный диплом/друзья/своя художественная мастерская»
- Как можно измерить результат реализации Вашей цели?
- Как вы узнаете, что достигли нужного результата?
- Насколько вы сейчас приближены к своей цели? Оцените от 1 до 10.
- Сколько баллов (от 1 до 10) вы хотите получить, чтобы считать свою цель достигнутой.