Мы слышим?
Этот урок для учеников 8 класса изучающих анатомию. Ученики 8 класса прошлого выпуска принимали активное участие во многих мероприятиях . Вместе с детьми посещали больную ученицу. Проходя больничный парк, увидели грязного пьяного бомжа, который стонал. Школьники добились приема его в больницу. Добрые сердца детей нуждались в добрых делах. Так возникла волонтерская группа « Лучик здоровья» под руководством Вахониной Т.Ф – учителя биологии и коллеги Федюниной Н.Г. – учителя информатики. Работа продолжалась не один год по различным направления. Организовывали младшие классы на перемене, проводя различные игры. Помощь ветеранам, когда не просто поздравляли, а по собственной инициативе чистили снег, устраивали чаепитие. В детском саду помогали благоустраивать детские площадки. И высшей наградой была не благодарность от заведующей, а поднос пирожков с чаем на площадке. Готовили мероприятия в классе и лучшие мероприятиями показывали в психоневрологическом диспансере. «Лучик здоровья» занял 1 место в областном конкурсе «Волонтерская инициатива» в 2010 году.
После выпуска у меня другие дети. Они не хуже и не лучше. Просто более рациональные. Они скорее будут снимать драку на телефон, чем пойдут ее разнимать. Для этих детей крайне необходимо проводить уроки добра. Говорить о доброте. И начинать надо с того, чтобы дети открыли свое сердце, почувствовали чужую боль. Для них уроки добра проводятся на уровне знакомства.
Цель: воспитывать чувство толерантности, соучастие к людям, попавшим в беду на примере знаний о гигиене слухового анализатора
Задачи:
- Развивать самостоятельное мышление при работе с различными источниками информации;
- .Продолжить формировать санитарно-гигиенические навыки и полезные привычки;
- Воспитывать чувство милосердия через знакомство с благотворительным движением.
Оборудование: интерактивная доска , плакат «Слуховой анализатор», мульфильм «Адажио», механические часы.
Ход урока
Оформление доски
«Весь наш мир был бы окутан мраком, если бы не освещал его светильник, имя которому-слово (древнеиндийский афоризм)
I. Организационный момент.
– Здравствуйте. Рада Вас видеть и слышать. На прошлом уроке мы говорили о строении и значении слухового анализатора. О чем пойдет речь сегодня, если урок Называется «Мы слышим?»
(Варианты ответов записываются на доске). В конце урока подведем итог и сравним наши ответы.
II. Проверка знаний.
– Письменная: дать определения: (Рецепторы, анализатор, улитка, евстахиева труба, косточки среднего уха)
– На интерактивной доске подобрать данные для строения и функции каждого отдела: наружного, среднего и внутреннего уха.
– Рассказать о роли слухового анализатора в восприятии окружающей среды и формирования речи.
III. Изучение нового материала. (эвристическая беседа)
Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм Гарри Бардина «Адажио» Перед нами две задачи.
1. Зафиксировать через какое время будет слышна музыка
2. Понятна ли идея мультфильма без звука.
1.1. (Медленно прибавляется звук с тихого уровня на уровень разговорной речи)
Поднимите руки те, кто не слышал музыку вначале. Кто из вас слушал музыку в наушниках на перемене. Так и есть: произошло временное смещение звукового порога. Способность различать более тихие звуки обычно восстанавливается в течении 24 ч, но эффект накапливается и может привести к полному повреждению слухового восприятия. Вывод: используйте наушники как можно реже, если не хотите поменять их на слуховой аппарат.
1.2. Приведите еще примеры, которые могут привести к изменению слухового восприятия.(например: громкая музыка дискотеки, шум отбойного молота и т.д.) На некоторых промышленных предприятиях с высоким уровнем шума у работников развивается так называемая шумовая болезнь. Так например на ткацком, штамповочном и др. производствах выявлена повышенная заболеваемость гипертонией, атеросклерозом, часто бывает снижение памяти и даже выше травматизм.
1.3.Какие вы предложите правила по сохранению слуха.
1.4. Найдите в тексте учебника примеры по сохранению слуха, которые мы не назвали. Шум оказывает специфические воздействия: тугоухость, глухота. И неспецифические воздействия: нарушает деятельность нервных центров головного мозга, замедляя все нервные реакции, вызывая головокружение, мигрень ,бессонницу и т.д.
1.5.Лабораторная работа. Проведите оценку своего слуха. Для этого приставьте к уху механические часы и медленно отодвигайте от себя, пока не перестанете слышать таканье. Для нормального слуха – это 15 см. Чем больше расстояние , тем выше чувствительность.
2.1 Второе задание – Понятна ли идея мультфильма без звука. ( Приводят свои примеры) Это история о трагедии новатора. О последствиях прихода в мир новых идей. Как искажаются последователями поиски вечных истин. Философская притча о серой толпе, которая не признает другого мнения, не принимает тех, кто отличается от них.
2.2. Звуки можно разделить на шумы и музыку. В музыке выделяют консонанс (благозвучие) и диссонанс (неприятный набор звуков). Мультфильм назван «Адажио»– это медленный музыкальный темп. Задача, которого в выработке устойчивости и выразительности, музыкальности и гармонии произведения. т.е. усиливает восприятие.
2.3.Как этот мультфильм сочетается с темой нашего урока? (высказывают свои идеи) Идея об отсутствии толерантности. Нетерпимость– причина конфликтов в современном мире. Изгоем может стать любой инакомыслящий, имеющий отклонения в здоровье, в том числе и потерю слуха.
2.4. Интенсивность, или сила, шума измеряется в децибелах(дБ). Безопасным для слуха и организма считается шум в 20-30 дБ. В городах он ,как правило , превышает 85дБ.
Разминка (физкульминутка)
- Расправить плечи, сесть прямо, локти на парту, кисти вверх. Круговые движения кистью пять раз по часовой и пять раз против часовой стрелки.
- Массаж ушных раковин от мочки вверх до конца и медленно назад
- Сесть прямо, расправить плечи, не поворачивая головы нарисовать глазами круг по часовой и потом против часовой стрелки.
- Похлопали в ладоши.
Мы хорошо сегодня работали.Хорошо слышим. Поняли, как легко потерять слух. В нашем классе учится на домашнем обучении Саша У. Мы навещали этого мальчика, общались с ним. А в этом году он закрылся и не перестал идти на контакт. Как вы думаете в чем причина. (?). От болезни Саша стал хуже слышать. Он так же нуждается в общении. Какое может быть с ним общение ? (?)Для детей самое главное– не чувствовать себя одинокими, радоваться простому общению.
От глухоты не застрахован никто.
Рядом с нашим городом находится г.Горбатов в котором , согласно архивным докуменгтам с 1 сентября 1933 года была организована школа-интернат коррекционного обучения глухих детей.В «Горбатовской школе-интернате для глухих и позднооглохших детей» обучаются и проживают дети с 3 до 19 лет из Нижегородской области. У каждого ребенка своя история. У одних нет слуха с рождения, другие утратили его после тяжелой болезни. Зайдя на сайт этой школы обратите внимание, что дети после окончания получают высшее, профессиональное образование, устраиваются на работу. В 1996 году West Deutsche landes Bank во главе с профессором Рунау оказали школе гуманитарную помощь в дополнительном оснащении слуховой аппаратурой инфракрасного излучения фирмы Simens для индивидуального и коллективного пользования, что позволяет более эффективно вести коррекционное обучение неслышащих детей.
В школе проходят праздники и мероприятия, где ученики рассказывают стихи, танцуют, ставят сценки. Сейчас выставлено много фотографий с Всероссийского экологического урока.«Сделаем вместе», экоурока «Мусор и отходы: в чем разница?», «Зеленая акция», «Экоплакат». Они участвуют активно в тех же мероприятиях, что и мы. Они интересные и позитивные. Только язык у них другой – сурдологический.
Погладим левую руку и покажем раскрытые ладони. Вот так я начала бы наш урок, если вы меня не слышали. Что это за слова?(?)Это– «Доброе утро». Давайте повторим еще раз. Так приветствуют люди , которые совсем не слышат.
Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу и энергию человеку, который сказал и которому сказали.
Международный день глухих отмечают в последнее воскресенье сентября. Он был основан в 1951 году в честь создания Всемирной организации глухих. В этот день по всему миру проводят благотворительные концерты и акции, конференции и выставки. Все они направлены для поддержки слабослышащих и глухих.
Но история знает много великих людей ,добившихся успеха. Что вы можете сказать о них?(Мозговой штурм: на презентации фото , ученики говорят, что знают)
Циолковский Э.К. потерял слух в 16 лет (-это «отец русской космонавтики», изобрел ракету и исследовал космос)
Де Гойя в 31 год оглох после тяжелой болезни.( великий испанский художник и гравер)
Людвиг ванн Бетховен к 32 годам потерял слух (поразившая глухота не стала трагедией, лучшие свои шедевры в том числе «Лунная соната» вышли из под пера)
Услышанная просьба и сделанное доброе дело могут изменить мир.
Российский детский фонд– это общественная благотворительная организация, созданная 14 октября 1987 года. Организует всесоюзные медицинские десанты и проекты помощи. Девиз фонда «Ни дня без добрых дел!»
С 1993 года начало программы «Глухие дети». Двадцать пять тысяч детей по этй программе получили слуховые аппараты«Оtikon», специальным интернатам подарены радиоаудиоклассы и слуховые тренажеры. В рамках программы с 2011 года действует проект «Звуки жизни», направленный на реабилитацию детей, перенесших операции по кохлеарной имплантации. Это операция по установке протеза– импланта, позволяющего компенсировать потерю слуха. Этот проет осуществляется совместно с Российским научно– практическим центром аудиологии и слухопротезирования.
Международная ассоциация детских фондов, куда входит и Российский детский фонд, учредила премию «Преклонение»-уникальную награду для детей, чья жизнь, чье поведение или поступки вызывают подлинное восхищение взрослых, преклонение перед детьми. Первой такую награду в1998 году получила белорусская девочка Саша Гуща. Она преодолевает тяжелые страдания по восстановлению рук и лица, почти полностью сгоревших на пожаре .Около 40 операций перенесла эта мужественная девочка. Она талантливо рисует и пишет стихи. Пока хирурги вновь и вновь перекраивали сгоревшее лицо и тело, Александра лепила свою судьбу, не замкнувшись в себе, не обидевшись на весь белый свет, научившись ко всему относится с юмором. Ей говоря, что она сильная и не вызывает жалости
Мы не хотим уметь страдать,
Вам наших болей не увидеть.
Суметь от жизни много взять
У нас учитесь. И берите
Пример, не удивляйтесь, с нас.
В 2007 году премию « Преклонение» получили Дима и Маша Филюшины из Нижегородской области. Они спасли троих дошкольников из горящего дома. Маша вызвала пожарных, а Дима поочереди вынес детей на улицу. Даже самое маленькое доброе дело– преодоление.
Общешкольный проект МБОУ СШ №16 « Счастливое детство» включает комплекс благотворительных мероприятий. Например «Помощь –это просто» совместно с павловским волонтерским движением «Милосердие» проводятся акции «День добра». Сбор помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Будьте добры, милосердны, терпимы, и наш мир тоже будет добрее, ярче. Помните, что рядом с вами есть те, которые нуждаются в нашей помощи, любви.
IV. Закрепление (Познавательные задачи урока)
- Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?
- Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему , вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека
- На Луне под самым ухом у человека выстрелили, услышит ли он?
- Для чего в самолёте рекомендуется при взлёте открывать рот?
- С чего начинается благотворительность?
V. Подведение итогов (Рефлексия)
Какие чувства вызвал у вас урок? О чем говорили сегодня на уроке «Мы слышим?» Хотели бы вы дать ему другое название?
– Почему название с вопросительным знаком?
– Что нового для себя вы узнали на нашем уроке, чему научились?
–Считаете ли вы себя толерантными людьми?
Все начинается с добрых слов. Покажем руками сердце – мы любим вас.
За добрыми словами следуют добрые дела . И кто-то захочет принять участие в акции «День добра».
– Спасибо, ребята, за работу!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.