"Мы памяти этой верны" (классный час, приуроченный ко Дню Победы)
Разработка данного внеклассного мероприятия посвящена трагическим событиям Великой Отечественной войны. Особенность предложенного проекта в том, что целевой его аудиторией являются учащиеся, которые только что закончили основную школу и поступили в среднее специальное учебное заведение. Одним из факторов их успешной социализации в новом качестве может стать вовлечённость в процесс познания и осмысления исторического прошлого. Молодые люди 15-16-летнего возраста адаптируются в новом коллективе, в новой для себя роли – выпускника основной школы. Актуализируя знания о семейной истории, делясь её сокровенными сюжетами, ребята находят, можно сказать, некие точки опоры, источники своей внутренней силы и уверенности. А если в этих условиях с помощью учителя грамотно предложить им совместить личностно – значимый субъектный опыт с историей нового учебного заведения, с историей знакомого родного города и несомненно с историей страны, то процесс взросления, корректировки некоторых жизненных установок и формирования гражданской позиции может протекать психологически комфортно для подростков. Кроме того, на мероприятии, подобном предложенному, у учеников формируется чёткое понимание того, что историю ныне суверенных России и Беларуси не следует противопоставлять, разжигая национальную рознь. Один из выводов, который сделали ребята конкретно на этом классном часу: « Великую Победу ковал великий советский народ, живя в дружбе и добрососедстве».
Тема: «Мы этой памяти верны»
Цель:
- организовать работу по изучению:
- «уроков», которые следует извлечь из итогов Великой Отечественной войны:
- отдельных источников и факторов победы советского народа, примеров увековечивания памяти о военных событиях;
- создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к роли личности в истории и к своей гражданской позиции.
- опираясь на субъективный опыт, способствовать развитию у учащихся патриотических чувств, в частности, уважения к истории своей семьи, учебного заведения, родного города и государства в целом;
- способствовать развитию у учащихся исторического мышления на основе диалектического и гуманистического подходов.
Прогнозируемый результат: в процессе работы учащиеся:
- будут оперировать понятиями, приводить аргументы в пользу своей точки зрения;
- будут учиться применять знания в практических ситуациях, проектировать развитие исторических ситуаций, раскрывать личностный смысл.
Задачи урока:
- создать условия для включения учащихся в мыследеятельность при прогнозировании будущего на основе прошлого и настоящего;
- содействовать развитию внимания, памяти, исторического воображения, эмоционального восприятия учебного материала, рефлексивных способностей;
- использовать содержание темы занятия и его диалоговое пространство для нравственного воспитания учащихся, формирования их Я – концепции, основанной на ценностных ориентирах современного общества.
Форма организации образовательного процесса:
- фронтальная беседа, актуализация имеющихся знаний учащихся,
- заочная экскурсия-презентация по музею истории учебного заведения,
- создание учащимися (в период подготовки внеклассного мероприятия презентаций, посвященных участникам Великой Отечественной войны – связистам и представление результатов работы),
- беседа – знакомство с военной деятельностью летчика – испытателя, гвардии-полковника, ныне преподавателя дисциплины «Допризывная подготовка» в нашем учебном заведении В.М.Зябкина,
- исследования учащимися истории их семей, презентация результатов этого исследования,
- выполнение заданий с использованием межпредметных связей с русской литературой, обществознанием,
- анализ фрагментов видеофильмов.
Оборудование:
- Литература: Учебное пособие «Великая Отечественная война советского народа» под ред. Н. С. Сташкевич.– Мн., изд. центр БГУ, 2004г.
- Собранный учащимися материал из истории их семей;
- Документы и фотоматериалы из фонда комнаты боевой и трудовой славы учебного заведения;
- Компьютерные презентации, подготовленные учащимися группы:
а) Связисты на войне;
б) Ткаченко И.Л.;
в) Бессмертный И.Г.; - Хроникально-документальные видеофильмы:
а) «Витебск в огне войны»;
б) «Встреча ветеранов в Витебском электротехникуме связи»;
в) фонограмма песни «Журавли» в исполнении М. Бернеса
Ход мероприятия
Подготовка к восприятию
Для создания у подростков эмоционального настроя на экране показывается видеоролик с кадрами документальной хроники, снятой в годы Великой Отечественной войны, звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса.
Учитель сообщает, что ключевым словами на классном часу будут понятия «война» и «мир». Ученики в ходе беседы высказываются о причинах особой актуальности военной тематики в канун Великой Победы. Они включаются в работу, выполняя задание «Продолжите фразу: « Когда я слышу слово «война», то …». При этом они актуализируют имеющиеся знания, проявляют активность, высказывают собственное мнение, внимательны к словам одноклассников. Это – совместно-индивидуальный вид деятельности для обеспечения мотивационной готовности к занятию.
Для включения в мыследеятельные процессы учащимся предлагается сделать акцент на межпредметных связях. Преподаватель напоминает о том , что в курсе русской литературы изучается роман Л.Н. Толстого «Война и мир», делая акцент на том, как определял «войну» классик русской литературы. Ребята находят «разрыв» в собственном и литературно-философском восприятии исторического понятия. В результате они нацеливаются на более детальное осмысление исторического явления «война».
Используя дедукцию, сужаем тему. От понятия «войны»– переходим к понятию «Великой Отечественной войны». Учащимся сообщается о тенденции последних дней – попытке переписать историю Великой Отечественной. Ребятам предлагается оценить данное явление и изобразить с помощью восклицательного, вопросительного или иного знака на имеющихся на партах стикерах своё отношение к данному факту. Затем учитель предлагает им обьяснить свою позицию по данному вопросу. Здесь используются межпредметные связи с курсом «Обществознание», рассматривающим «позицию» как отношение человека к чему-либо. Учитель знакомит ребят со своей позицией по данному вопросу и предлагает сформулировать цель сегодняшней встречи: определить, что может сделать каждый из нас для сохранения памяти о войне.
Атмосфера заинтересованности подкрепляется таким средством воздействия как видеофильм. Показывается отрывок из хроникально-документального фильма о городе, в котором учатся ребята, о Витебске в годы войны. Преподаватель делает акцент на том, что учащиеся нашего учебного заведения проявляли заинтересованность к его истории и в прошлые годы. При этом используется элемент заочной экскурсии в музейной комнате (обычная экскурсия запланирована в ходе других мероприятий). Учитель коротко сообщает информацию о группы «Поиск», на основе работы которой и была создана небольшая музейная экспозиция .
Присутствующие учащиеся готовятся представить, подготовленные заранее, индивидуальные творческие задания, мультимедийные презентации по материалам фонда музейной экспозиции.
Работа «Связисты на войне» содержит только фото и подписи к ним. Преподаватель ставит задачу: в будущем дополнить презентацию. В двух других презентациях – подробный рассказ о судьбе связистов: Бессмертного И.Г. и Ткаченко И.Л.( Презентации находятся в приложении). Учитель делает акцент на гуманистическом подходе при описании их подвигов. Преподаватель предлагает (для углубления знаний и для развития навыков исследовательской работы ) об этих и других лицах подготовить небольшие исследования с перспективой выступить на ученической конференции. Продолжая эту мысль, одна из учениц знакомит со своим сообщением о судьбе Коровушкина А.И., разведчика-связиста.
Преподаватель предлагает для развития музейной экспозиции в будущем дополнить её информацией о Зиновии Колобанове. Одна из учениц, продолжая эту тему, презентует своё исследование, сделанное на основе домашнего архива. Она рассказывает о прадедушке, который сражался в Гатчине, как и наш земляк З.Колобанов.
Преподаватель продолжает заочную экскурсию, рассказывая о том, что наши учащиеся несколько десятилетий назад в ходе поисковой работы нашли место захоронения воина И. Агеева, освобождавшего Витебск в июне 1944.Об этом ребята сообщили родственникам защитника, которые проживают в Санкт-Петербурге. Рассказ продолжает учащийся. Он говорит о своём прадедушке, пропавшем без вести. (В приложении приведены рассказы учеников об истории войны в истории их семей).
Для смены вида деятельности, для усиления эмоциональности в один из учащихся читает стихотворение, сражавшегося на знаменитом Буйничском поле под белорусским городом Могилёвом, К. Симонова «Жди меня».
Другие учащиеся презентуют свои мини-исследования семейных архивов. Каждое выступление сопровождается оценочными комментариями проблемного характера со стороны учителя и учеников.
Мы на занятиях и во внеурочной деятельности изучаем не только историю семьи, но и колледжа, и города. Учитывая тот факт, что нас объединяет колледж связи, то ребята заинтересовались техническими средствами, которыми пользовались связисты на войне.
Учащимся предлагается найти ответ на вопрос, что общего между кистью для живописи и азбукой Морзе? Один из ребят знакомит со своим сообщением об истории аппарата для передачи азбуки Морзе, его изобретатель был, оказывается, талантливым художником (аппарат является экспонатом нашей музейной комнаты).
Другой учащийся нашел в интернет – источниках рассказ ещё об одном радиопередающем экспонате.
Продолжает «профессиональную беседу» учащийся из г. Полоцк. Он записал «интервью» со своим отцом, который сейчас служит в войсках связи Республики Беларусь и познакомил молодых людей со своей работой. В данном случае в педагогической деятельности было использовано профориентационное направление с элементами введения в специальность.
Эстафету продолжил учащийся, рассказавший о своём дедушке, который служил в послевоенное время и имеет правительственные награды. Таким образом создается возможность для самопроявления учащихся.
Преподаватель напоминает ребятам о В.Н. Зябкине. Они вступают в активный диалог. Виктор Николаевич – их преподаватель допризывной подготовки в колледже, лётчик-испытатель, гвардии-полковник, воевавший во многих горячих точках и награждённый орденами «Красной звезды» и «За службу Отечеству».
Возвращаясь к периоду Великой Отечественной войны, обобщая полученные знания, учащимся предлагается отрывок из видеофильма , о встрече ветеранов –связистов в нашем колледже в год 40-летия Великой Победы. В приложении представлен этот видеоролик. Учащиеся привлекаются к оценочной деятельности.
После эмоциональной настройки учащимся предлагается принять участие в государственной акции «Письмо дедушке». Ребята мобилизуются на рефлексию своей деятельности на классном часу, задумываются о том, что они могут написать своим дедушкам, погибшим или пропавшим без вести. Таким образом, логично связывается начало и конец занятия для сопоставления планируемого и полученного результата.
Учитель вновь обращается к произведению Л.Н. Толстого, указывая на то, что его роман «Война и мир» – это прошлое, настоящее и будущее. Ученики комментируют это суждение.
В завершении учащимся предлагается короткая презентация о городе Витебске во время войны.
Подводятся итоги занятия, преподаватель выявляет знаниевые приращения подростков и их ценностные ориентации в ходе коммуникативной беседы. Преподаватель благодарит всех участников, анализирует и оценивает их работу, определяет перспективу исторического познания, нацеливает на будущие проекты
Дополнение к сценарию. Из воспоминаний о войне, записанных учащимися для этого мероприятия.
История моей семьи в истории страны.
Тлюбаев Дмитрий
Война… Это горе, слёзы. Она постучала в каждый дом, принесла беду, затронула судьбы многих семей. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сёстры…. Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием.
Сколько бед она приносит: многие умирают, защищая честь и достоинство своей Родины, многие становятся инвалидами на всю жизнь.
Войну я видел в кино и читал в книгах. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь стали рассказы о войне моей бабушки. Ведь Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей семьи.
Мой прадедушка, Максимовский Алексей Михайлович , по маминой линии, был призван в армию в феврале 1942 года. Направлен в Орджоникидзенское военное училище связи. После его окончания в 1943 году попал в городок Тихвих где ремонтировал и обслуживал военные самолеты . С 1944 года воевал на Белорусском и Украинском фронтах. Принимал участие в освобождении Венгрии, Австрии, Чехословакии. Был ранен. Войну закончил в Чехословакии 28 мая 1945 года в составе 39 гвардейской армии. Демобилизован из Армии 30 ноября 1946 года.
Шаровский Станислав
1314
Все мои близкие родственники до Великой Отечественной войны проживали на территории Белоруссии в Витебской области. Поэтому, когда началась война, военнообязанные были мобилизованы в Советскую Армию, а местность была оккупирована немцами. На фронт ушел мой прадедушка Старанцов Михаил Васильевич, но в декабре 1942 года после получения контузии в боях под Москвой и лечения в госпитале был комиссован.
Прабабушка Старанцова Татьяна Прокофьевна 1918 года рождения была с двумя детьми на оккупированной территории, а затем – в концлагере «Пятый полк». Она ещё жива и с ужасом и болью рассказывает о том времени. Прабабушка рассказывает о том, в каких ужасных условиях они жили во время оккупации. Немцы выгнали жителей из своих домов, и они вынуждены были жить в сараях вместе со скотиной. Скот постепенно немцы перерезали, есть было совершенно нечего. Маленькие дети и более слабые взрослые умирали от голода. Когда Советская Армия стала наступать, немцы вообще озверели. Убивали людей без всяких причин, а осенью 1943 года всех согнали в концлагерь «Пятый полк». Там так и прожили под открытым небом. А когда фронт подошёл вплотную к городу, немцы для прорыва окружения всех пленных погнали "живым щитом" впереди своих солдат до г. п. Бешековичи, где проходила линия обороны. Много людей погибло по дороге, много – во время прорыва кольца. Прабабушка потеряла старшую дочь, а с умирающим сыном вернулась домой. Ничего кроме торчащих труб на месте деревни не было. Но люди были счастливы, что закончился ад. Они копали землянки и жили в них до 1947 года. А потом стали строить жильё.
Двое родных братьев прабабушки: Амосов Иван Прокофьвич 1913 года рождения и Амосов Алексей Прокофьевич 1920 года рождения пережили всю войну в действующий армии.
1315
Иван Прокофьевич был кадровым военным. Для него война начинается с Карело-финской войны, а заканчивается в 1946 году на Дальнем Востоке после разгрома Японцев. За годы войны он был несколько раз ранен , имеет награды за отличительные поступки. После окончания войны он продолжил службу в Брестском военном гарнизоне, откуда и вышел в отставку. Почетный гражданин города Бреста. Похоронен на мемориальном кладбище в Брестской крепости.
1316
Второй брат прабабушки Алексей Прокофьевич был призван на фронт в первые дни войны, а встретил победу в госпитале. Его военная судьба была очень тяжёлой. Он был всегда на передовой, много раз был ранен, чудом ему помогли врачи сохранить руку после тяжёлого ранения в 1945 году в боях за Прагу. Только в 1947 году он смог вернуться домой после лечения. Всю оставшуюся жизнь проработал на железной дороге в России водителем локомотива; сначала это были паровозы, затем – тепловозы, а закончил трудовую деятельность водителем электровоза. Помимо военных наград имеет много наград за трудовую деятельность. Ему присвоено звание "Почетный железнодорожник России", он был Почетным гражданином города Вязьма. Умер в возрасте 94 лет.
1317
1318
Петровецкая Анастасия
Мой прадедушка, Лавренов Григорий Петрович, прошёл две войны: советско-финскую и Великую Отечественную. Но я хочу заострить внимание на два происшествия, которые случились с ним во время войн.
Во времена советско-финской войны 1939/1940гг. прадедушка Лавренов Григорий Петрович служил связистом в войсках Буденного. Однажды он тянул провода, была холодная зима, стоял жуткий мороз, и прадедушка чуть не погиб. Он так замёрз, что когда с поля собирали мёртвых солдат, его приняли за мертвеца и бросили в яму. Но кто-то заметил, что у него пошевельнулась губа. И только чудом он не был закопан живьём. Он обморозил кисти и ступни. Поэтому после госпиталя со связью пришлось завязать, и он пошёл работать на железную дорогу. Прадедушка получил благодарность от Буденного.
Во время Великой Отечественной войны с моим прадедом случился такой случай: в г.п. Богушевск пришли немцы и начали убивать евреев. Мой прадед очень был похож на еврея, т.к. у него были грузинские корни. И вот, он вышел на улицу за водой, как немцы его схватили и повели на место расстрела. Моему прадеду очень повезло, ему попался очень, если можно так сказать, доверчивый немец, от которого он смог сбежать. Он убежал в другую деревню, а там его уже искать не стали.
Ещё одну историю, не связанную с моим прадедом, но связанную с войной, рассказала мне моя бабушка. Во время Великой отечественной войны г.п. Богушевск был оккупирован. Немцы жили в домах людей, ели их еду, убивали. Но не все фашисты были жестокими! У моей прабабки в доме жили немцы-повара, которые очень человечно относились к моим предкам. Они помогли выжить моей прабабушке и её сыновьям: подкармливали и угощали детей сахаром и шоколадом.
Прудников Максим
Послушав рассказ моего дедушки, я решил написать о его жизни во время Великой Отечественной войны. Зовут моего дедушку — Николай Прохорович Прудников. Когда война началась, немецкие войска очень быстро наступали и уже через месяц оказались в деревне Зелёные Луги. Моему дедушке было тогда шесть лет. Жил он с матерью и отцом, которого не забрали на войну по инвалидности. Когда немцы явились в деревню, дедушка и его отец пасли овец в поле. Оккупанты по прибытию сразу начали устанавливать свои порядки. Оружие, которое оставили отступающие красноармейцы, немцы сожгли вместе с частью деревни в первый же день. Жить людям пришлось по несколько семей в одном доме, так как после поджога деревни фашистами многие лишились своего дома. Всех мужчин тогда забрали в плен и заставили рыть оборонительные сооружения, а большую часть животных и провизию забрали на нужды немецкой армии.
Вести борьбу было невозможно: немцев было намного больше, а у селян не было никакого вооружения. Ждать помощи было неоткуда, ведь рядом не было ни партизан, ни красноармейцев. Жителям деревни пришлось смириться с немецкой блокадой на долгие два года, но и во время блокады было место подвигу. Прабабушка и односельчане с начала блокады прятали от немцев раненного красноармейского офицера. Когда его вылечили, офицер ушёл и каким-то образом преодолел блокаду. Добравшись до ближайшего партизанского отряда, он продолжил воевать до самого окончания войны. Когда война закончилась, выживший офицер ещё не раз приезжал в гости и благодарил за своё спасение.
Во время блокады немцы вели себя как хозяева. Всё, что им было нужно, они брали у местного населения. Часто рядом с деревней проводились учения, тогда жители деревни прятались по землянкам и ждали, пока всё закончится. После учений вокруг деревни оставалось много патронов, гильз и осколков гранат. Тогда дедушка собирал эти патроны и ввиду детского любопытства пытался их разобрать. Однажды один патрон взорвался, когда мимо проходил немецкий офицер. Испуганный офицер сразу лёг на землю, а немецкие солдаты, которые это заметили, сразу погнались за мальчиком, думая, что у него пистолет. Если бы у них тогда было с собой оружие, то они бы его расстреляли, а так всё обошлось тем, что немцы только слегка побили мальчика и отпустили домой.
Однажды немцы решили по-своему подшутить над местными детьми. В числе этих детей был и мой дедушка. Гитлеровцы накануне Нового Года раздавали сладости детям, но закончилось всё тем, что детям, получившим конфеты, в испуге пришлось убегать, пока немцы стреляли в воздух и смеялись.
Летом, чтобы хоть как-то прокормить себя, приходилось много работать на земле. Часть еды забирали немцы, и жить приходилось впроголодь.
В 1943 году, когда пришли красноармейцы, оккупация деревни закончилась. Взрослые и дети радостно встречали освободителей. Большинство селян, в том числе и из моей семьи, охотно помогали советским солдатам, как провизией, так и делом. Большинство людей верили в наших солдат и в победу. Люди осознавали, что всё плохое уже позади, хотя война всё ещё продолжалась. Через деревню проходило ещё много отрядов Красной Армии, и деревенские жители старались им помочь, чем только могли.
9 мая 1945 война закончилась. Дню Победы тогда радовалась вся деревня. Люди праздновали, ходили в гости друг к другу, рассказывали эту радостную новость всем, кто об этом не слышал. А дети, в том числе и мой дедушка, бегали по деревне и радостно кричали «Ура!!! Мы победили!».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.