Музыкальное развитие младших школьников: метод «сочинения сочиненного»
Метод «сочинение сочиненного» носит метафоричное, не свойственное для методов название. Однако это название вполне конкретно описывает механизм подхода. Один из авторов нашего УМК «Музыка», член Союза композиторов РФ Валерия Усачева, рассказала о том, как раскрыть младшеклассникам красоту музыкального творчества через сочинение (как процесс) и сочинения (как продукты деятельности).Можно ли сочинить то, что уже сочинено?
Обратимся к философии. В научной среде распространенно суждение, что наше пространство создано до нас или одновременно с нами, и в этом пространстве уже все существует, а нам остается только открывать и совершенствовать разные явления. То есть в некотором смысле любое сочинительство является поиском решений, которые уже есть в пространстве. Если смотреть более приземленно, то в процессе творчества мы действительно используем готовые выразительные средства, часто комбинируем что-то (звуки, слова), обращаемся к темам, которые очевидны или не очевидны, но все же витают в воздухе.
С такой точки зрения и раскрывается метод «сочинение сочиненного». Дети не просто изучают материал (в данном случае музыкальные произведения), а находят к ним путь, создают на их основе что-то свое. Конечно, процесс происходит под контролем учителя, и опытный педагог направляет детей к определенным выводам и действиям. В результате дети обогащаются творческим опытом.
Благодаря подходу «сочинение сочиненного» ученики лучше запоминают материал, развивают в себе художественно-эстетические представления, раскрывают потенциал. Направлять ребенка по пути сочинительства нужно уже с первого класса — тогда обучение музыке будет не репродуктивным, а продуктивным. Дети научатся чувствовать тонкие связи: например, текста с музыкой или эмоции с музыкой.
Сочиняем песню Агнии Барто «Флажок»
Возьмем для примера простое стихотворение Агнии Барто:
Горит на солнышке Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
Традиционно учитель может предложить детям пропеть произведение определенным образом, заучить песню. Однако гораздо эффективнее разобрать с учениками текст так, чтобы в процессе мелодия у ребят сложилась сама собой. Пусть ученики представят себе флажок, огонь, зажигание огня. Пусть прочувствуют каково это — зажигать огонь. Стихотворение начинает звучать для школьников торжественно, с переходами вверх. Строчки обретают полноту и становятся для учеников песней. Пережив опыт творчески, ребята запоминают стихотворение, мелодию и понимают, почему нужно петь так, а не иначе.
Создаем на уроке музыки атмосферу творчества
Давно известны приемы, которые вносят приятное разнообразие в музыкальное образование младших школьников: «Давайте сочинять песню», «Придумайте конец песни». Постепенно герменевтика проникает во все виды деятельности на занятиях по музыке. Современные учебники содержат яркие изображения и емкие цитаты, которые дают школьникам импульс и помогают составить вокруг композиции целостный образ. Например, к песне Булата Окуджавы «Музыкант играл на скрипке...» дается выразительная иллюстрация с руками скрипача и важная строчка из песни, чтобы дети могли заранее представить, о чем будет песня, вообразить ее героя. Тогда произведение уже не будет для них сухим программным материалом.
Во многих методиках обучения первый шаг — это показ, демонстрация произведения. Далее идет обсуждение, запоминание. Но такой подход не согласуется с изучением музыки на ранних этапах, не показывает всю ее многогранность. Посылы «Давайте внимательно послушаем», «Давайте выразительно прочитаем» могут убить творческую составляющую урока или даже не дать ей возникнуть.
Разумеется, от учителя музыки в первую очередь ожидается знание своего предмета и передача этих знаний. Однако немаловажной составляющей занятия по музыке является атмосфера. Школьникам часто не хватает свободы и вдохновения. Предмет «Музыка» позволяет создать атмосферу взаимопонимания и поэтического воодушевления, может помочь ученикам реализовывать естественную для человека функцию творца.
#ADVERTISING_INSERT#