Интересное и эффективное обучение. Мотивация и условия
Чем доступнее информация, тем больше шансов, что ей воспользуются.Галина Васильевна Крюкова, методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник»*, провела вебинары о том, как учебники помогают сделать уроки эффективными, интересными, нескучными.
Про мотивацию
Ученики отличаются от своего учителя, и надо хорошо понимать, кто сидит перед нами. Сведения черпать не только из документации и разговоров с коллегами, но через самостоятельно полученные представления о навыках и мотивации каждого ребенка. Мотивация может быть разной — ученики с высокой мотивацией рады любой информации и работе с ней; есть дети, которые учатся за поощрения; все чаще попадаются ученики с рассеянной мотивацией; а есть те, кто категорически отторгает новое, привыкнув к своей колее. Учитывать надо все группы, поэтому стоит присмотреться к заданиям учебника — в них заложена дифференциация. И помним: не всегда то, что интересно и важно нам, подходит им.
|
Литература. 10 класс. Учебник Учебник входит в линию, созданную по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века. Учебник соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников. |
Например, учебник под редакцией Курдюмовой содержит интереснейшие задания как для детей с внутренней мотивацией (поиск новой информации, работа по обучению одноклассников), так и для привыкших работать строго по плану, и для тех, кому надо сосредоточиться на одном. А учебник под редакцией Москвина предлагает проектные задания, которые выводят детей на широкое участие в школьной жизни, притом содержат описания примерного пути, хотя бы первых шагов.
|
Литература. 5 класс. Учебник В первую часть учебника вошли произведения разных жанров фльклора, древнерусской, отечественной и зарубежной литератур. Цель учебника - введение в учебный предмет "Литература", развитие уменимй чтения художественной литературы, заложенных в начальной школе. Основная теоретико-литературная и методическая идея данного учебника - осознание природы художественного образа. |
Внимание к мотивации каждого (а это учителем должно планироваться) создает продуктивную атмосферу урока — когда дети ощущают себя умными и способными, а учитель не навязывает им себя. Тогда работа идет эффективно, интересно или хотя бы нескучно.
Про условия
Ответственность на учителе лежит огромная. Даже если у ваших учеников и знания, и навыки, и мотивация в порядке, приходится постоянно отлаживать условия обучения, снабжать детей ресурсами.
Чем доступнее информация, тем больше шансов, что ей воспользуются.
Доступной информация становится, во-первых, когда она хорошо усвоена самим ребенком, он ее помнит. Для этого не надо пренебрегать мнемотехникой. Например, использование образов, в которые превращается нужное знание. «Соедините 30 словарных слов в смешную историю» — задание, которое хорошо помогает развитию орфографического навыка.
Во-вторых, в современных учебниках используются такие вспомогательные средства, как инструкции – в 6-м классе учебник под редакцией Шмелева предлагает инструкцию к составлению планов, а в 9-м — как пользоваться словарями сайта «Грамота.ру». Есть и пошаговые инструкции, упорядочивающие деятельность, делающие ее автоматизированной.
|
Русский язык. 6 класс. Учебник Учебник строится по модульному принципу: каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи» и «Повторение». Аудиоприложение к учебнику содержит тексты упражнений для аудирования, отмеченных в книге специальным значком. Учебник может использоваться при работе в классах и школах с углублённым изучением русского языка. |
В-третьих, помогает добавление визуальной информации, то есть карты, схемы, рисунки под рукой; плюс их можно создавать для себя.
И это четвертое: стимулы и подсказки. Учебник литературы Ланина дает много примерных «знаков для посвященных», начиная с NB! Там есть «кладовки» со ссылками на интернет-ресурсы.
|
Литература. 9 класс. Учебник Учебник, подготовленный в рамках программы «Литература. 5–11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова), реализует основные цели и задачи литературы 9 класса: вводит в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров отечественных и зарубежных авторов; содействует нравственному и мировоззренческому развитию личности; обучает пользованию Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, творческих, коммуникативных задач. |
Идеально – когда знание встраивается в окружающую среду — «работают» стены класса, рекреации и далее на улицу. Например, «Литературная тропа» широко используется учителями. Это то, по чему надо пройти от начала до конца, содержание может быть любым, в соответствии с моментом обучения. В учебнике Ланина есть подобные проекты, в том числе проект «Школьный кинотеатр».
Итак, суть сюжета про условия такова: чем меньше у детей трудностей в работе со знанием, тем меньше неудач; чем меньше мертвой нагрузки на память, тем легче им учиться. Мы помогаем узнавать, а не зазубривать, а наша мечта — довольный ученик.
Записала Людмила КОЖУРИНА