Москва – столица России. Как Москва строилась
Создать условия для формирования представлений о жизни древних славян; их внешнем виде, о занятиях.
- Воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам.
Расширить знания учащихся об истории основания Москвы; о русских князьях, которые внесли свой вклад в строительство Москвы.
Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление.
Развивать речь детей.
Учить детей ориентироваться в материалах учебника.
Делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
проводить анализ с целью выделения указанных признаков
отвечать на вопросы учителя.
- Древние славяне, столица, исторические памятники.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка и принятие мотива учебной деятельности | Учитель. Хотите совершить путешествие по Москве? А что вы уже знаете о Москве? Ответы детей. Учитель. Москва – столица нашего государства, главный город нашей Родины. Учитель. Убедимся в том, что Москва – очень большой и очень красивый город, посмотрев видеоматериалы. Ответим на вопросы: какие места Москвы особенно привлекают гостей столицы? Каким транспортом можно приехать в Москву? Что является центром города? Какие исторические памятники столицы известны на весь мир? Какой театр Москвы является самым знаменитым? В каком университете столицы учится самое большое число студентов? |
2 | 2. 1. Основная часть урока | Ответы детей. Учитель. Послушайте мой рассказ о том, как Москва строилась. Рассказ будет сопровождаться репродукциями картин художника Аполлинария Васнецова, посвященных истории Москвы. Постарайтесь запомнить фамилию художника этих живописных полотен. Обратите внимание на то, как менялся внешний вид Кремля. Более 870 лет тому назад остановился князь Юрий Долгорукий со своим отрядом на берегу речки Неглинки, которая впадала в Москву-реку. Выбирал князь место для строительства крепости – пограничной заставы. Это тихое место на берегу реки, окруженной сосновыми лесами, богатое разными лесными дарами – ягодами да грибами, да зверьем всяким, понравилось Юрию. Приказал: «Здесь строить будем». Началась стройка. На картине Аполлинария Васнецова «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля» видно, что поселение обнесено частоколом, построили для князя палаты, стали сооружать деревянные стены Кремля. Так начала свое рождение Москва. Сильной и богатой стала Москва при князе Иване Данииловиче, которого звали в народе Иваном Калитой (слово «калита» означала «мешок», «сумка»). Предание говорит о том, что князь всегда носил с собой много мелкой монеты, раздавал бедным. На картине А. Васнецова мы видим, что Москва уже не маленькое поселение, город разрастается: дома начинают строиться уже за кремлевской стеной. Но Москва оставалось деревянной. Дерево хорошо горит, поэтому в Москве часто случались пожары, в результате которых сгорали целые улицы. Внук Ивана Калиты, князь Дмитрий Донской приказал возводить на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы Кремль из белого камня. С той поры стали именовать Москву белокаменной. На картине того же художника А. Васнецова мы видим этот Московский Кремль. Более ста лет простоял белокаменный Кремль, а потом его сменил Кремль из красного кирпича, который существует и сейчас. На современном фото он хорошо виден. |
3 | 2. 2. Основная часть урока | Учитель. А теперь побываем на территории современного Кремля. Мы увидим, что там находится, и послушаем рассказы ваших товарищей о Царь-пушке и Царь-колоколе. |
4 | 3. Итог урока. Анализ результатов деятельности детей | Учитель. А еще на территории Кремля находится знаменитая колокольня Ивана Великого. Она строилась с 1505 по 1508 годы. Москвичи диву давались: таких высоких каменных построек еще не было в Москве, высота церкви – 81 метр. Есть такое крылатое выражение «во всю ивановскую», так говорят об очень крикливом человеке. Рядом с храмом Ивана Великого образовалась площадь, которую назвали Ивановской. На ней царские глашатаи выкрикивали указы царя, старались озвучивать их как можно громче, отсюда и пошло это выражение. Храм этот очень красив, в чем вы можете убедиться, рассмотрев фотографию. Работа с рабочей тетрадью на с. 53 (задание 10), на с. 56 (задание 20), на с. 58 (задание 23, 24) Итог урока Учитель. Вот такое путешествие в старинную и современную Москву мы с вами совершили. Что вам особенно запомнилось? Поделитесь своими впечатлениями. |