Формирование и мониторинг УУД в начальной школе на уроках русского языка
Профессор Людмила Сильченкова на примере классики учебной литературы – курса «Русский язык» Тамары Рамзаевой – рассказывает, как привить младшеклассникам универсальные учебные действия. Становится очевидно, что испытанные временем методические разработки могут быть актуальны и в условиях новых стандартов образования.Задачи курса
Современные государственные документы о начальном образовании подчеркивают, что ученики младших классов должны освоить на уроках ряд универсальных учебных действий. Эти действия можно разделить на 4 вида:
- Личностные. Самоопределение, учебно-познавательный интерес, понимание причин успеха и неуспеха в учебе, знание основ гражданской идентичности и морально-этических норм.
- Регулятивные. Принятие и сохранение учебной задачи, планирование действий с учетом установленных правил, переход от внешнего контроля к самоконтролю, корректировка завершенных действий.
- Познавательные. Поиск информации для выполнения заданий, понимание разнообразия способов решения задач, осознанное восприятие текста, анализ прочитанного, построение сообщений разных типов речи.
- Коммуникативные. Использование речевых и языковых средств для коммуникации, допущение иной точки зрения и множественных точек зрения, способность договориться и прийти к общему решению.
Эти действия на самом деле довольно традиционны. Весьма похоже звучат задачи авторского учебного курса Тамары Рамзаевой по русскому языку для 1–4 классов, впервые представленного еще в конце 80-х годах прошлого века:
- Воспитание средствами языка и посредством языка.
- Освоение учащимися системы языковых понятий из области фонетики, лексики, морфемики, грамматики.
- Совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.
- Совершенствование психических функций в процессе усвоения языка как средства общения.
- Формирование познавательной деятельности средствами родного языка.
Конечно, данный учебно-методический комплект претерпел изменения и дополнения, однако его основа осталась прежней. Специалисты предлагают брать его за образец при формировании и мониторинге УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Получите скидку 26% в нашем магазине book24.ru по промокоду drofa-ventana
Составляющие УМК
Сегодня УМК «Русский язык» корпорации «Российский учебник» для 1–4 классов авторства Тамары Рамзаевой, помимо известных учебников, методических пособий, тетрадей для упражнений и справочника, включает тетради для диагностики результатов образования, поурочные разработки, рабочие тетради по развитию речи и сборники тестов. Дополнительные материалы были составлены новым поколением педагогов в соответствии с принципами, заложенными автором курса.
Лингвометодические идеи Тамары Рамзаевой в современном начальном образовании:
- Изучение языка во взаимосвязи всех его сторон.
- Коммуникативная направленность процесса языкового образования.
- Функциональный подход к языковым единицам как основа формирования лингвистической компетентности.
- Текст как основа языкового образования, речевого развития, формирования УУД.
Получите скидку 26% в нашем магазине book24.ru по промокоду drofa-ventana
Комплексные упражнения
В рамках курсах ученики знакомятся с разными языковыми единицами преимущественно в формате работы с текстами. Рассмотрим для примера пару упражнений на тему «Имя существительное» из учебника для второго класса:
Пример 1. Дан текст. В зимнем лесу. Даже в большие холода в лесу прыгают суетливые чечетки. На рябине качаются снегири. Около ели порхают синицы. Дятел долбит осину крепким клювом.
Задания: Выпишите слова, которые обозначают предметы (имена существительные). Найдите в каждом предложении главные члены. Проверьте друг друга.
Пример 2. Даны ключевые слова под заголовком. Где ночуют птицы? В, ноч..ют, парках, в..роны, и, рощах, городских, ч..сто, под, укрываются, синицы, крышами, глухари, в, ныряют, снег, спят, в, норках, эти, снежных, птицы.
Задание: Составьте из слов четыре предложения. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос «кто?». Каким членом предложения являются эти слова? Проверьте друг друга.
Получите скидку 26% в нашем магазине book24.ru по промокоду drofa-ventana
С помощью таких упражнений ребята осваивают необходимые предметные умения: изучают имя существительное через анализ текста, начинают конструировать собственные тексты. В целом подобные задания обучают познавательным и регулятивным учебным действиям, их также не выполнить без личностных УДД, а взаимная проверка развивает коммуникативные навыки. Конечно, в материалах представлено большое разнообразие вариантов и тем упражнений для последовательного и эффективного изучения языка.
Сейчас УМК «Русский язык» Тамары Рамзаевой дополняется тетрадями для контрольных работ. Уже представлено издание для второго класса, в скором времени ожидаются контрольные работы для третьего. Новые тетради, как и большинство других разработок курса, имеют текстовую основу, поскольку ученики должны уметь рассматривать слова контекстно.