Молекулярное строение тел
- Участники:Терёхина Софья Анатольевна,Дёмина Светлана Алексеевна
- Руководитель:Парфенова Наталья Анатольевна
Актуализация
Уже в глубокой древности, за 2500 тыс. лет до нашего времени, зародилось представление, что все окружающие нас тела состоят из мельчайших частиц, недоступных непосредственному наблюдению. Однако лишь за последние 150 лет развилось и было экспериментально обосновано современное учение о молекулах и атомах – молекулярная теория. Одним из основателей молекулярной теории был Демокрит. Суть учения Демокрита сводилась к следующему: не существует ничего, кроме атомов; атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме; различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия между атомами нет. Учение Демокрита существует давно, однако и нынешнее учение основано на предположениях того времени.
Введение
Изучая физику в 7 классе, мы обнаружили в учебнике множество интересных экспериментов и решили провести некоторые из них. Нас очень заинтересовали эксперименты, связанные с такими явлениями как диффузия, смачиваемость, свойства газов и жидкостей.
Цель: проверить экспериментально, что все вещества состоят из молекул.
Задачи:
- Провести эксперименты;
- Сделать выводы из результатов экспериментов.
Гипотеза: все вещества состоят из молекул.
Основная часть
Эксперимент №1
Гипотеза: молекулы непрерывно движутся.
Приборы и материалы: два стакана с тёплой и холодной водой, кристаллики марганцовки, чайная ложка.
Ход опыта
Мы опустили в каждый стакан примерно одинаковое количество марганцовки. Мы видим, что в стакане с холодной водой марганцовка растворяется медленнее, чем в стакане с тёплой водой.
Это происходит потому, что явление диффузии протекает быстрее при более высоких температурах, так как скорость движения молекул с повышением температуры увеличивается.
Это явление мы часто встречаем в повседневной жизни. Например, когда утром готовим чай. Если вода горячая, сахар растворяется сразу. Если вода холодная, сахар нужно долго размешивать.
Это явление встречается и в природе. Осьминог, чтобы скрыться от преследования, выпускает в воду чернила, которые быстро растворяются в воде.
Эксперимент №2
Гипотеза: между молекулами есть расстояние.
Приборы и материалы: пластмассовая бутылка с водой, ёмкость для воды.
Ход опыта
Мы попытались сжать бутылку, наполненную водой. Она не поддалась.
Затем мы вылили воду и снова закрыли бутылку. Теперь мы попробовали её сжать. Она сжалась.
Это произошло из-за того, что расстояние между молекулами газа гораздо больше расстояния между молекулами воды, поэтому газы сжимаются легко, а вода практически несжимаема.
Это свойство применяется на заводах, где используется гидравлический пресс.
Эксперимент №3
Гипотеза: Между молекулами существует взаимное притяжение.
Приборы и материалы: кусок влажного мыла, стеклянная тарелка
Ход опыта
Мы сильно прижали кусок мыла, смоченного водой к тарелке и повернули его несколько раз. Перевернули тарелку и увидели, что мыло прилипло к ней и не падает.
Это объясняется тем, что между молекулами тарелки и молекулами воды, смочившей мыло. действует взаимное притяжение.
Это явление встречается в быту. Благодаря смачиваемости мы можем писать ручкой и рисовать красками, стирать одежду, мыть посуду.
Также это явление встречается и в природе. Например, если почва не смачивалась бы водой, то все растения погибли.
Выводы
Мы доказали, что:
- все вещества состоят из молекул;
- молекулы непрерывно движутся;
- между молекулами есть расстояние;
- между молекулами существуют взаимное притяжение и отталкивание.
Список используемой литературы: Учебник по физике Перышкина А.В. для 7 класса.
Ссылки на видеоролики:
https://yadi.sk/i/PzG3PT-n3JXmRA
https://yadi.sk/i/UZfZEdZ83JXkrW
https://yadi.sk/i/TnfQ_DE63JXkNL