Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа. Русский язык. 4 класс. Разработка урока
Цель: Ознакомить учащихся с понятием склонения имени существительного во множественном числе
Задачи:
- Образовательные (познавательные):
- установить отличительные признаки имен существительных единственного и множественного числа
- научить определять именительный падеж имен существительных.
- Развивающие (коммуникативные и регулятивные):
- развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
- развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение
- развивать орфографическую зоркость
- обогащать и развивать словарный запас.
- Воспитательные (личностные): воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: учебники «Русский язык. 4 класс»; орфографический и толковый словари, карточки для дифференцированной работы; таблица склонений, демонстрационный материал (слайды).
Формы работы: модель, таблица, план, схема.
Методы работы:
- словесный (беседа),
- наглядный (модель, иллюстрация, план),
- исследовательский
Тип урока: изучение нового материала
План урока.
1. |
Организационный момент |
– 2 мин. |
2. |
Чистописание |
– 1 мин. |
3. |
Словарная работа |
– 5 мин. |
4. |
Изучение нового |
– 15 мин. |
5. |
Закрепление |
– 15 мин. |
6. |
Рефлексия |
– 5 мин. |
7. |
Домашнее задание |
– 1 мин. |
8. |
Итог |
– 1 мин. |
Ход урока
Мотивация учащихся.
I. Организационный момент
– Сегодня мы познакомимся еще с один свойством имен существительных.
На карточках у детей слова в 2 столбика:
– Что вы можете сказать об этих словах?
утенок |
|
зеркала |
котенок |
|
утята |
мышонок |
|
девочки |
зеркало |
|
котята |
девочка |
|
мышата |
– Какие пары слов можно составить? (Читают дети.) Утенок – утята, котенок – котята, мышонок – мышата, зеркало – зеркала, девочка – девочки.
Соедините стрелками эти пары. (Дети составляют.)
Постановка учебной задачи
-Тема урока – «Множественное число имен существительных». (Дети.)
-В каком падеже все существительные? (В именительном.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 237, с. 105.
– Прочитайте в тексте побудительные предложения. (Соберите семена, посейте осенью на огороде.)
– Назовите глаголы в этом предложении. (Соберите, посейте.)
III. Чистописание
ссээ ссээ СЭ СЭ
со –сы –са –се –ся
IV. Работа по теме урока
Учебное сотрудничество
А) Упражнение «Две группы слов».
На доске слова (магниты).
Рассказы, экспресс, ребус, загадки, задача, дома.
– Какой частью речи являются данные слова? (Именем существительным).
– На какие две группы мы их разделим?
- Экспресс, ребус, задача.
- Рассказы, загадки, дома.
– Какие имена существительные вы относите к 1 группе? (В единственном числе).
– Почему слова рассказы, загадки, дома вы отнесли ко 2 группе? (Они множественного числа).
– Как в данном случае изменяется имя существительное? (По числам).
– Выделите окончания в данных существительных.
– Что меняется при изменении по числам? (Окончание).
– Как отличить существительные в единственном числе от существительных множественного числа? (По значению, по окончанию).
ТАБЛИЦА НА ЭКРАНЕ. (Работа с правилом).
Практическая деятельность
Б) Работа по учебнику.
Упражнение 241.
– Какие существительные во множественном числе вы встретили? (Дома, заводы, стройки, автомобили, комнаты, медведи, муравьи, месяцы, пчелы, леса, праздники, лагеря, линейки.)
Упражнение 242.
– Напишите существительные в именительном падеже во множественном числе? (Березы, ученики, ученицы, тетради, портфели, газеты, вокзалы, гнезда).
Чтение вывода на странице на стр.107
В) Упражнение «Просклоняйте».
Практическая деятельность
К доске приглашаются 4 ученика. Им предлагается просклонять на доске во множественном числе существительные БЕРЕЗА, ЕЛЬ, ДЕРЕВО, ГОРОД.
– Что вы будете делать сначала? (Образую множественное число.)
И. п. берёзы |
|
ели |
|
деревья |
|
города |
Р. п. берёз |
|
елей |
|
деревьев |
|
городов |
Д. п. берёзам |
|
елям |
|
деревьям |
|
городам |
В. п. берёзы |
|
ели |
|
деревья |
|
города |
Т. п. берёзами |
|
елями |
|
деревьями |
|
городами |
П. п. о берёзах |
|
о елях |
|
о деревьях |
|
о городах |
Обобщение
Вывод: При склонении имена существительные во множественном числе не делятся на 1, 2, 3 склонение.
Работа по учебнику
Чтение вывода на стр. 108.
V. Физкультминутка
Я буду называть слова, а вы, если услышите слово в единственном числе – рука вверх, во множественном числе – обе руки вверх.
СТРАНЫ, ШКОЛА, РУЧКА, АПЕЛЬСИНЫ, ЯБЛОКО, ЛИНЕЙКА, ТИГР, ТИГРЯТА, ПАРТЫ, МЕТЕЛЬ, ТУЧА, СЕРДЦЕ, ДУША, ДНИ, НОЧИ.
VI. Словарно-орфографическая работа
Обсуждение
Работа в группах.
– Сейчас мы с вами поработаем в группах.
Каждой группе предстоит отгадать кроссворд и расшифровать наше ключевое слово.
Дети записывают отгадки на листочках.
Осуществление коррективных действий
Ключевое слово: ВОКЗАЛ.
Учебное сотрудничество
– Этимология этого слова. Работа со словарями. Ответы тех учащихся, кто нашел определение значения слова.
Вокзал – это большая станция на путях сообщения.
Послушайте, как возникло это слово. (Рассказ ученика.)
Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «ВОКСХОЛЛ».
А звали даму ДЖЕЙН ВОКС. «ВОКСХОЛЛ» – в переводе на русский язык означает «ЗАЛ ГОСПОЖИ ВО». Потом это слово стало означать «Концертный зал на железнодорожной станции». Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ.
Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.
Презентация и показ слайдов.
– Придумать предложения с этим словом.
– Придумать однокоренные слова с ним.
Самооценка. Рефлексия (По выбору учителя.)
(Возьми себе кружок: красный – я отвечал правильно и быстро, синий – я отвечал не всегда правильно, но быстро, зеленый – я отвечал правильно, но медленно.)
Дети отвечают на вопросы:
- Что понравилось в работе…
- С какими трудностями встретились…
- Анализируем причины…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
- Меня удивило…
Оценка работы учащихся
VII. Домашнее задание
Упр. 243, правило на стр. 107 – 108.
Обобщение
VIII. Итог урока
– Обобщение наших рассуждений по плану:
- Что обозначают имена существительные во множественном числе? (Количество предметов.)
- Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? (Окончания.)
- Различают ли по склонению имена существительные во множественном числе? (Нет.)
Литература:
- Основная образовательная программа . Начальная школа .Е. С. Савинов – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 1, 5; 2005 г. № 10.
- Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Москва, «Владос», Гуманитарный издательский центр, 2003
- Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 1 -4 класс. Рабочая программа. М.: Дрофа, 2010.
- Т.Г. Рамзаева «Русский язык» Учебник. М.: Дрофа, 2010.
- Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2010.
- Т.Г. Рамзаева, Л.П. Савинкина. «Русский язык», Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи. №1М.: Дрофа, 2010.
- Универсальный толковый словарь русского языка. – СПб.: ИГ «Весь», 2010.