Мир русской песни. 5 класс. Конспект урока
УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак по музыке для 5 класса.
Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
- формирование вокально-хоровых умений обучающихся.
Предметные компетенции
- дать представление о жанрах в музыке (народная песня, авторская песня)
- развивать умение слушать вокальную музыку (сольное, хоровое пение)
- способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература, живопись)
- знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
- определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента – колокольные звоны)
- дать представление о музыкальной культуре русского народа
- способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности
Информационная компетенция
- формирование навыка свободной манеры высказывания через нахождение главных идей в текстовом материале учебника «Музыка»
- научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами
- создавать условия для выражения понимания музыкального образа посредством создания музыкального рисунка
Социальная компетенция
- воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)
- развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)
Коммуникативная компетенция
- развивать диалогическую и монологическую речь
Личностная компетенция
- создать условия для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время
- направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
ИКТ: Презентация «Мир русской песни»
Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной культуры
Ход урока
Слайд 3
Учитель: Исполнение песни В. Баснера «С чего начинается Родина?» настроит нас на изучение темы «Мир русской музыки».
(Учебник «Музыка», С. 56)
|
С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина? |
Учитель: Хорошая песня – это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.
Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Найдите ответ в учебнике «Музыка», С. 58)
Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.
Учитель: Что вбирает в себя выражение: «Мир русской песни»?
Ученик: Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.
Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.
(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).
Как кому на свете
Дышится, живётся -
Такова и песня
У него поётся...
Жизнь даёт для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета -
То и отразится
В песне у поэта –
Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации на странице 58 учебника «Музыка».
Из вашего рассуждения мы должны узнать: «Как называется живописный сюжет и кто его автор?», «Что изобразил художник?», «Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили?»
Ученики представляют свои литературные опыты.
Слайд 4
Слайд 5
Учитель: Живёт русская народная песня, которая так и называется «Среди долины ровныя».
(Учитель исполняет два куплета песни)
Запись в тетради: РНП «Среди долины ровныя»
Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В поиске ответа вам поможет наш учебник «Музыка»)
Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.
Запись в тетради по музыке: РНП «Ах, ты, степь широкая…»
Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни «Ах, ты, степь широкая…» Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги «-ро», «-доль», «-на», «-ма», «-тушь», «-воль»), на легато – слитное исполнение нескольких нот).
(Учитель исполняет песню.)
Слайд 6
Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней «Ах, ты, степь широкая…» и живописным сюжетом В.Д. Поленова «Монастырь над рекой». (В вашем ответе – «помощь учебника» и ваши размышления)
Слайд 7
Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.
Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.
Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.
Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой – матушкой.
Слушание: хоровое исполнение. РНП «Ах, ты, степь широкая…», CD № 1, фрагмент № 10
Музыкальное рисование в тетради по музыке.
Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60]
(Чтение стихотворения всем классом)
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.
Слайд 8
Запись в тетради по музыке: «Вечерний звон». Стихи И. Козлова
Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня «Вечерний звон».
(Учитель играет аккомпанемент).
Какие звоны изображает аккомпанемент песни?
Ученик: колокольные звоны
Учитель: Какие образы, звучащие в музыке «Вечернего звона», близки русской душе?
В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника «Музыка» и иллюстрация И.Левитана «Вечерний звон». [4, 61]
Слайд 9
Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном до́рог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.
Слушание: РНП «Ах, ты, степь широкая…», CD № 1, фрагмент № 10
Музыкальное рисование в тетради по музыке.
Учитель: Есть ли общее в песнях «Ах, ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике «Музыка»)
Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.
Ученик: Звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.
2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?
Слайд 10
Запись в тетради по музыке: Вывод: Русская народная песня отражала:
Ученик: природу России, её пейзажи
Ученик: быт, чувства и переживания людей
Ученик: будни и праздники народа
Домашнее задание: (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)
К выполнению данного задания (ответы на вопросы: «Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?») обращались во время изучения темы «Песня – верный спутник человека».
Слайд 11
Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?
(Записать свои размышления, взять интервью в своей семье)
Слайд 12
3. Вокально-хоровая деятельность на уроке
С. 38 «Уж ты зимушка – зима» - разучивание
С. 34 «Если другом стала песня»
С. 37 Песня гардемаринов
Слайд 13
Источники:
- Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53
- В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71
- Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007,-С.8.- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).
- Науменко Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.- 190
- Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.-М.: Дрофа, 2009, 2CD
- Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2010
- Т.И. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.- М.: Дрофа
- О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».- М. 2010.- С.4
- Русские народные песни. Мелодии и тексты: М:, Издательство «Музыка»: 1987.- С. 25
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- С.482
- Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.-7-е изд.-М. Музыка, 1979.- С. 27
- С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство «Музыка».- М.: 1978,-С. 96
- Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».-2009.-С. 4; 5