Мир человеческих чувств. Трагедия любви в музыке. 8 класс. Разработка урока
УМК по музыке Т. И. Науменко, В. В. Алеева.
Тип урока: комбинированный (закрепление, изучение нового материала)
Вид урока: урок-размышление.
Художественно-педагогическая идея: «Весь трепет жизни всех веков и рас // Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.» Максимилиан Волошин
Цель урока: Cформировать у учащихся установку на общечеловеческие нравственные и духовные ценности, подготовить к восприятию сложного, порой противоречивого внутреннего мира человека, воссозданного в музыке разных эпох.
Задачи:
- образовательная: сформировать представление о стилевых особенностях творчества русского композитора П. И. Чайковского на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и способности бардовской песни раскрывать эмоциональный мир человека.
- воспитательная: воспитать у учащихся через творчество П. И. Чайковского и Ю. Визбора духовно-нравственные качества: гуманизм, взаимопонимание, преданность, умение находить компромисс, неприятие насилия над личностью, веру в добро и любовь.
- развивающая: развить эмоциональную отзывчивость и музыкальное мышление.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, ИД, интерактивная презентация, презентация Power Point, фортепиано.
План урока:
Структура урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1. Орг. момент – 2-3 мин. |
Приветствие. Посадка. |
Вход в класс, приветствие, подготовка к уроку. |
2. Актуализация знаний - 5 мин. |
Задает вопросы по пройденному материалу по теме «Мир человеческих чувств» |
Отвечают на вопросы учителя. |
3. Слушание музыки – 15 мин. |
Знакомит с новым произведением по данной теме, которое будет звучать на уроке, его авторами и жанром, предлагает обратиться к презентации и по тексту пролога выделить и назвать главные образы, которые могли бы стать главными в музыке. (Презентация в Power Point). |
Слушают речь учителя, пролог из трагедии и выделяют главные образы данного произведения. |
Предлагает, представив себя композиторами, попытаться создать музыкальные образы, руководствуясь таблицами Интерактивной презентации. |
После выявления главных образов создают с помощью Интерактивной презентации предполагаемые музыкальные версии этих образов. |
|
Учитель предлагает вслушаться в музыку П. И. Чайковского и сравнить свои предположения о музыкальных образах с композиторским выражением. |
После создания предполагаемых образов слушают музыку П. И. Чайковского и сравнивают со своими образами и делают выводы, насколько совпали мнения слушателей и композитора. |
|
Предлагает повторное слушание для определения выраженных в музыке человеческих чувств. |
Слушают повторно фрагмент произведения и определяют выраженные в каждом образе чувства. |
|
Дает домашнее задание и обобщает разговор стихами. |
Записывают домашнее задание. |
|
4. Хоровое пение – 18 мин. |
Знакомит и показывает песню Ю. Визбора «Ты у меня одна», предлагая сопоставить мир человеческих чувств. |
Учащиеся прослушивают песню и определяют, какие чувства выражает эта песня, чем схожа с произведением П. И. Чайковского и в чем ее отличие. |
Обобщив ответы детей, предлагает разучить песню и работает над разучиванием I и II куплетов. |
Учащиеся разучивают песню. |
|
5. Закрепление и обобщение – 4 мин. |
Задает вопросы о прослушанном и исполненном музыкальном материале, их значение в понимании и раскрытии темы урока и делает обобщение. |
Отвечают на вопросы учителя, закрепляя пройденный материал. Слушают обобщение учителя. |
Ход урока
1. Оргмомент
Вход в класс, приветствие, посадка.
2. Актуализация знаний
У: Сегодня мы продолжим с вами разговор о музыке, посвященной вечной теме в искусстве. Может быть, вы вспомните и сами назовете, что это за тема?
Д: Это тема – «Мир человеческих чувств».
У: Верно, а как вы думаете, часто ли художники, поэты, музыканты, драматурги обращались и обращаются к этой теме?
Д: Достаточно часто.
У: Давайте обратимся к художественно-педагогической идее нашего урока, вдумайтесь в ее смысл и скажите, как она сможет работать в нашем уроке, почему именно ее я выбрала для сегодняшнего урока? (Читаю).
Д: Эти строки скрывают в себе очень широкий и глубокий смысл. Они говорят о том, что сегодняшний человек, наш современник, переживает те же чувства, что испытывали другие люди. Новые поколения не изобретают новых отношений и чувств, они переживают те же, что могли пережить люди, жившие далеко от нас и в пространстве и во времени.
У: Молодцы, вы очень точно поняли смысл этих строк. Скажите, а как мы сможем ее связать с произведениями искусства, в частности с музыкой, которая будет звучать на уроке?
Д: Любое произведение искусства говорит нам о людях, их переживаниях, страстях. А музыка именно тот язык, который, как ни одно искусство, ярко и понятно расскажет об этом!
3. Слушание
У: Замечательно, вы разобрались в направленности нашего сегодняшнего урока, и я приглашаю вас к знакомству с новым музыкальным произведением, которое раскроет перед нами удивительный мир – мир человеческих чувств.
Взгляните на экран (Слайды 3, 11 и 12).
Сегодня мы узнаем печальную историю, которую поведал миру почти 4 века назад великий английский драматург, поэт и актер – Уильям Шекспир. Человек, которого больше всего интересовали человеческие отношения, чувства и готовность отстаивать свои взгляды и принципы, даже погибая за них. Эта история рассказана в трагедии «Ромео и Джульетта». Послушайте ее начало – Пролог – и подумайте, что является основой сюжета? (Слайд 4)
Д: Сюжет этого произведения основан на конфликте двух враждующих семей, который привел к гибели их детей.
У: Как вы думаете, почему погибли их дети – их звали Ромео – сын Монтекки и Джульетта – дочь Капулетти?
Д: Наверное, потому, что полюбили и хотели быть всегда вместе, но родители, скорее всего, не допустили этого, таким образом они остались вместе и воспротивились слепой ненужной вражде.
У: Взгляните на задание и подумайте над ним. (Слайд 5) Есть ли место человеческим чувствам в этой непростой истории?
Д: Да, конечно, здесь могут проявиться очень разные, яркие и противоречивые чувства.
У: Ну, а какие же, на ваш взгляд, образы композитор, который бы стал писать музыку к этой истории, должен был обязательно показать?
Д: Скорее всего это Любовь Ромео и Джульетты и Вражда родителей.
У: Верно, вы, как настоящие композиторы, справились с этой задачей! Вы выделили и назвали главные образы. Но давайте уточним, какой образ показать первым – Любовь или Вражду? Что было сначала?
Д: Вражда. Но, несмотря на нее, появилась Любовь!
У: Молодцы! Взгляните на экран, как точно у вас все получилось! (Слайды 6 и 7).
А теперь давайте попробуем «сочинить» музыку этих образов, прибегнув к основным музыкально-выразительным средствам и используя Интерактивную презентацию (или таблицы на слайдах 15 и 16).
(Учащиеся подбирают музыкально-выразительные средства к образу Вражды и образу Любви, тем самым создавая образы в целом). Проверяем полученный результат, уточняем.
У: Ну, что ж, вы настоящие мастера, очень ярко представили образы. А теперь я хочу вас познакомить с уже созданной музыкой по этой трагедии. Автором этой музыки является хорошо нам знакомый композитор – Петр Ильич Чайковский (Слайд 8). Это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Знаком ли вам жанр увертюра? Что это такое?
Д: Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, спектаклю или кинофильму, в котором в краткой форме показаны главные образы произведения. Иногда увертюра может быть самостоятельным симфоническим произведением.
У: Вполне исчерпывающий ответ, осталось только выяснить, к какому типу отнести нашу увертюру?
Д: Скорее всего, это самостоятельное произведение.
У: Да, действительно, это так. Сегодня мы услышим фрагмент из увертюры П.И.Чайковского, слушая музыку, попытайтесь ответить на данные вопросы – (Слайд 10).
Слушание фрагмента увертюры П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта».
Ответы детей на вопросы №1 и 2, помещенные на слайде №10, пометка в таблице матрицей зеленого цвета совпавшие элементы с выбором композитора и красным – отличающиеся ( в простой таблице + и -).
Повторное слушание фрагмента и ответы на оставшиеся задания. Проверка их.
У: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы еще и еще раз вдумались не только в музыку этого произведения, но и над поступком наших героев. Напишите дома в тетрадях свое размышление о том, как вы относитесь к поступку Ромео и Джульетты, сумели ли они таким образом сохранить свои чувства или их любовь умерла вместе с ними? Как вы думаете, каков финал этой увертюры, какой темой, Вражды или Любви, закончит автор свою увертюру и почему?
(Запись домашнего задания).
Таким образом, мы сегодня с вами еще раз смогли убедиться в том, что музыка очень ярко может передавать чувства людей до малейших оттенков и не только передавать, но и заставлять слушателя, то есть нас с вами сопереживать им.
Они уносят дух – властительные звуки!
В них – упоение мучительных страстей,
В них – голос плачущей разлуки,
В них – радость юности моей!Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить;
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить!В. Красов
4. Хоровое пение
У: Ребята, сегодня я хочу представить вам еще одно музыкальное произведение – песню, созданную в 20 веке известным бардом Юрием Визбором (слайд 10). Юрий Визбор – поэт, бард, журналист, сценарист, создатель молодежной радиостанции, сам снялся в нескольких фильмах. Большая часть его песен связана с альпинистской тематикой. Послушайте его песню и скажите, может ли современная музыка выражать чувства людей? Есть ли сходство у этой песни с музыкой П.Чайковского, о чем говорит она и как звучит?
Прослушивание песни Ю.Визбора «Ты у меня одна» и беседа о ней.
Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в 20 веке и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои Уильяма Шекспира.
Разучивание песни, при разучивании использует приемы «эхо», пение по цепочке и др.
При работе над песней уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняются бардовские песни.
5. Закрепление и обобщение урока
У: С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке?
В какое время были созданы эти произведения? Что общего у этих произведений?
Чему научила нас музыка сегодня?
Ответы детей.
Обратитесь еще раз к художественно-педагогической идее сегодняшнего урока и скажите, нашли ли мы подтверждение смысла их в музыке и разговоре на этом уроке?
Ну, что ж, пришла пора прощаться, урок закончился, но я надеюсь, что сегодняшний урок заставит нас с вами еще и еще раз поразмышлять над чувствами и взаимоотношениями людей, будет учить нас строить эти взаимоотношения и развивать чувства.
Литература:
- Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., «Просвещение», 1989.
- «Музыка». Программа для общеобразовательных учреждений. В. В. Алеев, Т. И. Науменко. М., «Дрофа», 2003.
- «Музыка» Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс. М., «Дрофа», 2002.
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», версия 2004 г., ресурсы Интернет, www.KM.ru.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006.
- «Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М., «Астрель» 2002.
- «…И музыка, и слово…» (Стихи к музыкальным произведениям). Составитель Н. В. Лещова, ГОУ СПО «Омский музыкально-педагогический колледж», Омск, 2005.