Минус десять
Формировать умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе десятичного состава чисел второго десятка.
Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание чисел, используя изученные приёмы вычислений.
Закреплять умение использовать правило перестановки чисел при сложении.
Закреплять понимание десятичного состава двузначных чисел.
Закреплять умение решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Закреплять умение осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, мышление, математическую речь учащихся.
Запись числа, представленного в виде суммы десятков и единиц
запись равенства, обозначающего количество предметов на рисунке
сложение и вычитание с числом 10
определение количества предметов на рисунке
определение суммы денег на рисунке
решение задач на нахождение суммы и остатка
восстановление чисел в равенствах
работа со схемами.
Прибавление и вычитание числа 10, сложение и вычитание в пределах 20, решение задач.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация десятичного состава чисел второго десятка: учащиеся записывают числа, представленные в виде суммы десятков и единиц. После выполнения задания можно предложить ученикам назвать наибольшее и наименьшее из записанных чисел, расположить числа в порядке увеличения или уменьшения. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Учащиеся определяют остаток (число отдельных яиц), не пересчитывая яйца на рисунке. Задание подводит к пониманию приёма вычитания, основанного на знании десятичного состава двузначных чисел второго десятка: вычитаем десяток — остаются единицы. Работа с интерактивным заданием. Вычитание числа 10 из чисел второго десятка. Учащиеся записывают результаты в нижней строке таблицы. Необходимо повторить приём вычитания, основанный на знании десятичного состава двузначных чисел второго десятка: вычитаем десяток — остаются единицы. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся считают, сколько рублей изображено в каждом кошелёчке, и составляют равенства к рисункам: 10 + 4 = 14, 10 + 6 = 16, 10 + 9 = 19. Задание подводит к пониманию ещё одного приёма вычитания, основанного на знании десятичного состава двузначных чисел второго десятка: вычитаем единицы — остаётся десяток. Последний вопрос к этому заданию начинается со слов: «А если бы…» — такие вопросы очень полезны для развития воображения учащихся, необходимого в дальнейшем для решения задач. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся составляют равенства, используя рисунки в качестве наглядных опор, которые демонстрируют способ вычитания десятков или единиц. Задание способствует повторению приёма вычитания единиц или десятков. Ученики определяют, сколько пуговиц на одном прямоугольнике (десять), сколько десятков и отдельных пуговиц на каждом из рисунков, повторяют приём вычитания и записывают равенства под рисунками. Пример рассуждения. «На первом рисунке слева 1 десяток пуговиц и ещё 3 (всего 13), справа — 3 пуговицы, вычитаю единицы, остаётся десяток. Записываю равенство: 13 – 3 = 10. На втором рисунке слева 1 десяток пуговиц и ещё 5 (всего 15), справа — 10 (1 десяток) пуговиц, вычитаю десяток, остаются единицы. Записываю равенство: 15 – 10 = 5». |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Последовательное решение простых задач (подготовка к решению составных задач). Для развития мышления учащихся важно продолжение сюжета, изменение описанной ситуации. Условие второй задачи нужно дополнить ответом к первой задаче — у Маши 18 тетрадей. Работа с интерактивным заданием. Вычитание десятков или единиц из чисел второго десятка, запись ответов. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Работа со схемами. Учитель даёт пояснения к первому рисунку: отрезок поделили на две части длиной 10 см и 7 см. Вопрос. Какова длина всего отрезка? Ответ. 10 + 7 = 17. Вопрос. А если переставить части местами? Ответ. 7 + 10 = 17. Вопрос. А если стереть одну часть отрезка, то какова длина оставшейся части? Ответ. 17 – 7 = 10 или 17 – 10 = 7. Затем учитель предлагает детям самостоятельно записать равенства ко второму рисунку. Работа с интерактивным заданием. Заполнение пропусков в равенствах. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Применение изученных приёмов вычислений. Учащиеся выполняют сложение или вычитание и соединяют выражение с соответствующим значением. Можно обратить внимание детей на выражения с ответом 10 и предложить им составить другие примеры на вычитание единиц из двузначного числа с таким же ответом. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Выполнение вычислений по цепочке. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток, используя изученные приёмы вычислений. |