Милосердие. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Разработка урока
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Ритм»:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России.
- Основы религиозных культур и светской этики.
- Основы светской этики, автор – А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.М.Демин и др.
Время занятия: 40 минут.
Тип урока: изучение нового материала (понятия).
Метод обучения: поисковый, словесный.
Раздел: Этика об отношении людей друг к другу.
Тема урока: Милосердие.
Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата.
Задачи урока:
- познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;
- познакомить с особенностями обучения милосердию через православие, как сострадания и помощи людям
- совершенствовать умения в области работы с источниками информации
Оборудование: проектор, мультимедийная доска.
Формировать УУД:
- Регулятивные УУД: отработка умения проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой
- Коммуникативные УУД: совершенствоваться в области коммуникации
- Познавательные УУД: чтение и анализ прочитанного материала, осмысление нового понятия, эмоциональный отклик на произведения искусства и литературы и оценка произведений искусства.
Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И.С. Тургенев «Нищий»
Технологическая карта урока
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемый результат деятельности этапа урока |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели:
|
Приветствие ребят
Вот опять звенит звонок |
Слушают, включаются в учебную деятельность. |
Отвечают на вопросы учителя. Дети получают эмоциональный настрой. |
II. Актуализация знаний, постановка задачи на урок. Цели: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Учитель предлагает составить из букв слово. На доске буквы: МОСРИДЕЛЕ Дети: Милосердие Учитель. Делаем вывод, какая тема нашего сегодняшнего урока. Дети: Тема нашего урока: Милосердие. Учитель. исходя из темы урока поставим задачу Дети: Задача: познакомиться с понятием данного слова |
Работа в парах. Ответы детей. Определение темы и задачи урока |
Дети должны работать в парах, отвечать на вопросы учителя. Дети определяют тему и задачу урока. |
III. Исследовательская работа через создание проблемной ситуации. Цели: нахождение вариантов ответов на вопросы
|
Учитель Кто знает, что означает данное слово? Где мы можем найти значение данного слова? Дети: в словаре. Правильно. Обратимся к словарю В.И. Даля «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». А в словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие». Учитель. Какое из определений вам ближе? А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения. Дети: ответы детей (спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности) |
Сравнение двух определений, выбор понравившегося |
Оценивают свои качества, через оценку своих поступков. |
IV. Работа с учебником |
Учитель мы выяснили понятие слова милосердия, а как называются небольшие поучительные рассказы в литературном жанре, заключающие в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Дети: Притча Учитель: прочитаем притчу о добром Самарянине. |
Чтение Притчи о добром самарянине |
Умение слушать, выразительно читать |
– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? – Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? – Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». |
Ответы детей |
||
Учитель сделаем небольшую схему:
Учитель Скажите, а где мы учимся милосердию? Дети: В семье |
Совместное составление схемы |
||
V. Физкультминутка |
Улыбнись
Вверх и вниз рывки руками, |
Выполнение упражнений |
Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка |
|
Учитель. Прочитаем рассказ Тургенева «нищий». Нищий
Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик. Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою. А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат». Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. — Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. Я понял, что и я получил подаяние от моего брата. Учитель: Почему нищий так ответил автору? Что является истинным милосердием? Одно из дел милосердия это подаяние или милостыня. Милостыня это добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным). Как правило, акт подаяния совершается по моральным причинам. Работа с учебником. |
Чтение текста, ответы на вопросы |
|
VI. Работа в парах |
Учитель. У вас на столе притча о бабочке. Прочитайте ее и подумайте! Почему я предложила прочитать Вам эту притчу, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело? Притча о бабочке Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. Выводы:
Учитель Какой поступок совершил человек, будет ли он милосердным? Милосердие это ... (одно из важных качеств человека.) Милосердный человек – сострадательный человек. |
Чтение притчи, ответ на вопрос учителя. Выводы совместно с учителем |
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества |
Как вы думаете для чего нам дана эта тема для изучения? Все ли наши поступки и действия носят сострадательный и милосердный характер к другим людям. На доске висит чаша. Оцените себя и свою работу на уроке и наполните ее цветными кружками: Красный – отлично, все понравилось Желтый – хорошо, но не все было понятно и интересно Зеленый – плохо, мне ни чего не понравилось! |
|
Анализ собственной деятельности, выводы по теме урока. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. |