Международный день памяти жертв Холокоста
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается во всем мире 27 января. Как рассказать об этой теме школьникам, чтобы за ужасающими цифрами жертв и преследований появились живые люди с их собственной историей? В материале вы найдете новую концепцию темы, терминологию, предысторию Катастрофы, выдержки из писем и дневников заключенных в концлагерях, список интернет-источников для подготовки к урокам и темы для докладов и проектной деятельности.Трагедия множества — не трагедия цифр
Что такое трагедия множества? Это трагедия, выраженная цифрами. Но можем ли мы и наши ученики проникнуться чувством сопричастности, ужаса, трагедии, смотря на цифры на экране? Можем ли мы почувствовать ужас, смотря на фотографии, на которых неизвестные нам люди падают в вырытый ими же ров? Ужас — да. Но не понимание трагедии, свершившейся на этой земле менее 85 лет назад.
Но вот из этой толпы на нас смотрит лицо. Кто он, кто она? Кто эти люди, которых через мгновение не станет? Погибших в поездах, в гетто, в газовых камерах, на расстрельных полигонах. Как только мы спросим себя «кто он?», задумаемся, чем он жил, кем он был, как только лента жизни человека возникнет перед нами, ужас от фотографий и бездушных цифр превратится в рассказ о живом человеке. О человеке, который был и перестал быть живым. И тогда трагедия множества станет трагедией множества историй.
Люди старшего поколения еще могут искренне проникнуться трагедией миллионов. Не было семьи, которой не коснулась война, сталинские репрессии, которая не понесла утраты. Но если война объясняется детям в понятных им, пусть и упрощенных, смыслах: «хорошие против плохих», то как объяснить школьникам Холокост? Как объяснить истребление одного народа — другим? Как объяснить истребление своего народа — своим?
Нет однозначного ответа. Убедить в чем-то детей нельзя. Чем больше убеждение, подкрепленное правильными и громкими словами, чем больше давление цифр, тем меньше понимания в глазах учеников.
Цикл мини-лекций от Российского военно-исторического общества и корпорации «Российский учебник» приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста. Посмотрите несколько коротких видеороликов, в которых главный специалист научно-просветительских проектов Научного отдела Российского военно-исторического общества и преподаватель филиала МГИМО Константин Пахалюк рассказывает о страшных нацистских преступлениях и о покалеченных судьбах людей, чьи жизни были жестоко оборваны в адских лагерях смерти. Были и те, кому удалось выжить. Благодаря подвигу Александра Печерского несколько сотен людей бежали из лагеря Собибор...
Международный день памяти жертв Холокоста — 27 января
В этот день мы предлагаем вам рассказать школьникам об этом явлении без страшных слов и действительно ужасающих, но абстрактных историй. День памяти жертв Холокоста должен быть посвящен самим жертвам. Ощущение же абсолютной обыденности происходящего с 1933 года в Германии для ее жителей и так является самой ужасной составляющей Холокоста, с которой стоит начать.
Холокост
ὁλοκαύστος — «всесожжение»
Наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 000 000 евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй Мировой войны в Европе (1933-1945 гг.)
Предыстория. Начало преследования евреев
В конце XIX века в среде пангерманистов (культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности) появились и получили развитие идеи расового антисемитизма. В этой концепции евреи рассматривались как носители неких ущербных и неотъемлемых с биологической точки зрения признаков. Любой еврей по этой причине был назван угрозой для самого существования германской нации. Национал-социалисты Германии во главе с Гитлером сделали антисемитизм одной из основ своей новой идеологии.
Датой начала массовых преследований можно назвать бойкот еврейских товаров и магазинов 1 апреля 1933 года.Нацистская расовая политика — политика расовой дискриминации и ксенофобии в нацистской Германии, которая подразумевала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших рас и необходимость соответствующего отбора.
15 сентября 1935 года вышли два «Нюрнбергских закона» — «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести, согласно которым гражданином Рейха мог быть только обладающий «германской или родственной ей кровью и своим поведением доказывал желание и способность преданно служить германскому народу и рейху» человек. Таким образом, фактически лишались гражданства в первую очередь цыгане и евреи.
Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года вошла в историю как «Хрустальная ночь». Массовая антиеврейская истерия в Германии привела к погромам, разрушению магазинов и жилищ евреев. Поводом стало убийство советника германского посольства во Франции Эрнста фом Рата в Париже польским евреем Гершелем Гриншпаном, семью которого насильственно депортировали в нечеловеческих условиях в Польшу. Это убийство стало лишь предлогом для нацистов, чтобы под якобы справедливым девизом «месть за убийство фом Рата» начать массовые погромы еврейских общин.
Стоит отметить, что ответственность за геноцид евреев лежит не только на нацистах. Нацисты стремились выдворить евреев из страны, но тем просто некуда было ехать — мир разделился на места, где они могли жить и места, куда въезд им был запрещен. В июле 1938 года Франклин Рузвельт, президент США, созвал Международную конференцию по беженцам, которая закончилась полным провалом: кроме Доминиканской республики ни одна страна не предоставила убежище беженцам. А Великобритания еще и ввела ограничение на въезд в подконтрольную ей Палестину. Всего с 1933 по 1939 год с территорий, подвластных нацистскому режиму, уехало 330 тысяч евреев, из них треть в соседние страны, где они подверглись преследованиям уже во время Второй мировой войны.
«Мое изгнание из страны ни к чему не приведет. В моей сегодняшней ситуации я никуда не могу вернуться, никакая страна меня не впустит. И эти два отреза, которые я продал, не могут быть поводом для таких мер. Полиция отобрала мой современный немецкий паспорт, но не выдала временного заграничного, поэтому я никуда не могу эмигрировать»,
— воспоминания Лейреза Видавского, чехословацкого еврея. Цит. по: Макарова Е. 3000 судеб. Депортация евреев из терезинского гетто в Ригу, 1942 // Рига, Латвия. 2004. С. 18
В начале 1939 года Герман Геринг получил от Гитлера приказ реализовать 4-летний план по выселению евреев из Германии. Но с началом военных действий в сентябре 1949 г. количество евреев на территориях, подконтрольных Гитлеру, не только не сократилось, но и увеличилось. Нацисты захватили Польшу и Прибалтику, Белоруссию и Украину — регионы массового и компактного проживания евреев.
Изоляция евреев
Холокост представляется нам всем как из ряда вон выходящее зло, накрывшее Европу. Но важно понять, что это зло не было ни стихийным, ни случайным. Перед судом истории тщательно разработанная машина по обработке «человеческого сырья». Понадобились годы работы, поддержка общественности и ученых, чтобы машина Холокоста заработала. Для того, чтобы уничтожение евреев было возможным, причем, с наименьшими затратами, необходимо было парализовать целый пласт населения. Лишить его имущества, материальных благ, прав, воли, гражданства.
Люди, вовлеченные в работу этого механизма, также прошли свой долгий путь деформации. Их ненависть к людям, которых надлежало истребить, взращивалась годами. Современным школьникам важно дать понять, что участвующие в этой системе не воспринимали евреев как людей, но исключительно как материал — дефективную материю, кровопийц — именно так нация изображалась на антисемитских карикатурах. Кто же пожалеет комара, если государство превратит в него человека?
Помимо законодательно закрепленного статуса «неграждан», все евреи подлежали регистрации и должны были носить на себе «латы» — отличительные знаки в виде шестиконечной звезды.
Создавались места принудительного содержания евреев — гетто, лагеря смерти и концентрационные лагеря, преследующие цели:
-
Получение властью поддержи остального населения;
-
Предотвращение любого потенциального сопротивления;
-
Облегчение предстоящей ликвидации евреев;
-
Использование бесплатной рабочей силы
«Агрегат по обработке человеческого сырья... Волосами можно набить подушки, с зубов снять золотые коронки, перелить в обручальные кольца, из подкожного жира варить мыло. Человек не поступал в обработку голым — на нем была одежда и обувь. Снятые с себя вещи нужно было положить в ящики, они предназначались для последующей сортировки...», — Цит. по: Макарова Е. 3000 судеб. Депортация евреев из терезинского гетто в Ригу, 1942 // Рига, Латвия. 2004. С. 11.
Истории жизни. Проектная деятельность к Международному дню памяти жертв Холокоста
В гетто у людей еще были имена, в лагерях — только номера. От человека оставалось ничтожно мало. Лишенные семьи, лишенные домов и даже права зваться человеком, люди переставали быть и начинали существовать.
Логично предложить ученикам самостоятельно найти в сети информацию о тех, кто погиб в лагерях и тех, кто сумел выжить. Пусть эти истории не станут официальными докладами или набором фактов, тревожащих душу. Пусть школьники рассказывают об этих евреях как о людях, живших на соседней улице. Кто-то владел аптекой, кто-то учил детей играть на скрипке, кто-то только начал свою карьеру адвоката. Просто люди. Которые в какой-то момент перестали ими быть для власти.
Интернет-источники для подготовки к уроку памяти жертв Холокоста, которыми вы можете воспользоваться
- http://holocf.ru — Научно-просветительный Центр «Холокост»
-
http://www.rgm.lv/ — Музей рижского гетто и Холокоста
-
http://www.gelsenzentrum.de/ — Сайт, посвященный деятельности гестапо
-
http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer14/Rivosh1.htm — Ривош Эльмар, Рижское гетто: Личные воспоминания
-
https://www.jewish-museum.ru/ — Еврейский музей и центр толерантности
-
https://www.ushmm.org/ru — Музей холокоста в США. Есть энциклопедия
-
http://jewishmuseum.by/ — Музей истории и культуры евреев Беларуси
Воспоминания выживших
«Пришло время, когда я не прошел селекцию в Кайзервальде, и меня отправили в изолятор ждать своей участи. Это было в женском лагере. Все там плакали и стенали. Это был шок. Поздно вечером я увидел немецкого еврея, который молился всем сердцем, не обращая внимания на окружающее. Около него был маленький ребенок. Религиозный еврей сказал: наше дело молиться. Меня же беспокоил ребенок. Рядом сидел другой зэк, и мы до рассвета втроем говорили о том, как быть с верой и как быть с ребенком. Мы уговорили религиозного еврея пропихнуть ребенка в женское гетто. И мы это сделали. Потом явились машины, комендант отсчитал 11 мужчин, всех остальных — на убой. Я был одним из одиннадцати», — Оскар Бередикт. «Забытые транспортиры в Латвию».
«В Штутгофе была газовая камера, — рассказывает Оскар Бенедикт, — Мы увидели горы детской и женской обуви. В этом лагере я пробыл до конца февраля 1945 года. Оттуда нас отправили в Германию. Марш смерти. Русские были рядом. Я потерял сознание. Через два дня я пришел в себя и увидел в окно русские танки».
«Начальником был немец, — рассказывает Ирена Ракова-Попперова, — надзирательницами — немецкие проститутки, которые были за это дело посажены. В три утра они врывались в бараки с плетками и выгоняли всех на аппель. Там мы стояли до десяти утра. Между нами ходили эсэсовцы и отбирали людей в газовые камеры».
Перед вами письмо Марты Рихтеровой, переправленное из Риги в Протекторат. Письмо было написано на чешском языке 16 мая 1943 года. На вагоноремонтном заводе, куда Марту направили работать, она свела знакомство с «курьером», пожилым человеком, который собирался в отпуск в Прагу. Письмо написано мелким ужимистым почерком, некоторые места не смогли расшифровать даже специалисты из Еврейского музея, остались прочерки.
Последнее упоминание о Марте относится к 1 октября 1944 года — в этот день она прибыла в концлагерь Штутгоф.
Скачайте несколько страниц из книги «3000 судеб», чтобы прочитать письма Марты. К сожалению, издание не оцифровано, а на территории России книги нет в продаже.
Темы для докладов и проектов ко Дню памяти жертв Холокоста
-
Положение евреев с приходом к власти нацистов
-
Закон о защите немецкой крови и немецкой чести
-
«Окончательное решение еврейского вопроса»
-
Узники:
-
Треблинка
-
Освенцим (Аушвиц) — http://osvoboditeli.com — Центр «Холокост» реализует проект «Освободители Аушвица»
-
Биркенау
-
Равенсбрюк
-
Майданек
-
Собибор
-
Преследование людей с психическими расстройствами и инвалидов
-
Холокост на территории СССР
-
Освобождение и спасение узников концлагерей бойцами Красной армии и союзниками
-
Истории освобождения узников концлагерей
-
Процессы над военными преступниками
-
Еврейское сопротивление во время Холокоста
-
Память о жертвах Катастрофы в культуре