Методическая разработка внеурочного мероприятия на тему «Любовь и верность – основа супружеского счастья» для обучающихся 8-9 классов
Аннотация
Духовно-нравственное воспитание и развитие современных школьников является приоритетном направлением в российском образовании. Основу духовно-нравственного воспитания является формирование патриотизма и гражданственности обучающихся. Актуальным является процесс формирования гражданской идентичности для школьников основной школы. Одними из базовых духовных ценностей являются любовь и верность: к Отчизне, к малой Родине, к своей семье, к своим близким, к родному дорогому человеку. Данные проблемы реально волнуют подростков, большинство из которых пока еще не готовы открыто обсуждать круг вопросов, касаемо именно их. Поэтому создавая психолого-педагогические условия, вызывающие мотивацию и интерес у обучающихся через изучение притч
Изучение притч, посвященных супружеской любви, верности и преданности, использование убедительных исторических примеров из жизни прославленной супружеской четы Петра и Февронии Муромских являются убедительным мощным информационным ресурсом, позитивно влияющих на духовно-нравственное развитие школьников.
Путем создания проблемных ситуаций, групповой работы, использования элементов системно- деятельностного подхода создаются особые психолого-педагогические условия душевной комфортности школьников, позитивной эмоциональной реакции, активной мыслительной деятельности их.
Цель мероприятия: Создать психолого-педагогические условия, способствующие духовно-нравственному развитию школьников, формированию традиционных духовных ценностей: семьи, супружеской любви, верности и преданности.
Задачи мероприятия:
- ознакомить знания обучающихся с притчами, посвященными семье, любви, верности, жизнеописанием святых Петра и Февронии Муромских – образцов супружеской любви, верности и преданности, актуализировать значимость Российского Праздника «Дня Семьи, Любви и Верности» как праздника, основанного на прекрасных традициях;
- активизировать мыслительный познавательный процесс обучающихся, формировать основы коммуникативной культуры, умений работать в группах;
- формирование основ духовной культуры обучающихся: патриотизма, гражданственности, верности, преданности, любви.
Формы организации деятельности детей.
- работа в группах: развитие умений сотрудничать, вести диалог, умение аргументировать собственную точку зрения, выслушивать оппонентов, искать общую позицию;
- участие в решении проблемных ситуаций, активизирует мыслительный процесс детей, познавательную деятельность;
- самостоятельная работа в группах: просмотр презентаций о «Петре и Февронии Муромских», анализ информации (Приложение1,2), умение выбора необходимой информации для выступления, умения корректно дополнять выступающих из других групп, проявления доброжелательности и уважения к участникам.
Ход мероприятия
Оформление классного помещения: ромашки: в зависимости от сезона года либо искусственные, либо живые.
Школьники рассаживаются по желанию в группах по 5-7 человек.
I. Организационный момент: мотивация
Учитель: Добрый день, ребята!!! У каждого человека есть свои ценности, то, что ему очень дорого и важно. У одних - здоровье, у других – карьера, у третьих – друзья, у четвертых – деньги, семья, учеба и прочее. Но есть универсальные ценности, которые важны практически каждому человеку. Именно они во многом определяют смысл духовно-нравственной жизни человека. Думаю, вам интересно узнать о каких же ценностях идет речь. Не так ли?! Вот и мы сегодня будем об этом говорить, обсуждать, спорить, искать и находить истину. Для этого я прошу разделится на группы по своему желанию.
II. Основная часть
Внеурочное занятие начинается с рассказа учителем притчи «Про любовь, богатство и удачу».
Учитель: «Женщина вышла из своего дома и увидела на уличном дворике троих стариков с длинными белыми бородами. Она не узнала их. Она сказала: "Наверное, вы мне не знакомы, но вы должно быть голодны. Пожалуйста, входите в дом и поешьте." "А муж дома?", - спросили они. "Нет", - ответила она. "Его нет." "Тогда мы не можем войти", - ответили они.
Вечером, когда ее муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся.
"Иди и скажи им что я дома и пригласи их в дом!",- сказал муж.
Женщина вышла и пригласила стариков. "Мы не можем пойти в дом вместе",- ответили они. "Почему же?",- удивилась она. Один из стариков объяснил: "Его зовут Богатство," сказал он указывая на одного из своих друзей, указывая на другого сказал: "А его зовут Удача, а меня зовут Любовь." После чего добавил: "Сейчас иди домой и поговори со своим мужем о том, кого из нас вы хотите видеть в своем доме."
Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован. "Как хорошо!", сказал он. "Если уж надо сделать выбор……»
Создание проблемной ситуации
- Учитель: Ребята, если бы у вас был выбор, кого бы вы пригласили. У вас на столах листочки. Возьмите каждый 1 листочек, напишите начальную букву вашего выбора: «У» -удача, «Б» - богатство, «Л» -любовь. Не советуясь друг с другом, определитесь со своим выбором…. И по моей команде поднимите свои листочки. Договорились?!
- дается время для размышления детям, в условиях идеальной тишины обучающиеся прописывают начальными буквами свой выбор.
Учитель: Прошу продемонстрировать свой выбор, поднимите листочки!
- в результате: часть детей выбираю богатство, другая –удачу, третья –Любовь.
Учитель: сейчас я прошу вас объединиться в новые группы по выбору: соответственно 1группа- те, кто выбрал –Удачу; вторая группа –богатство; и треть я-Любовь.
Задание: Прошу обсудить внутри группы: почему вы именно выбрали кто богатство, кто- любовь, а кто – удачу.
- Прошу одного члена группы аргументировать выбор вашей группы. Другие группы задают вопросы выступающему.
-Представители 3 групп выступают, приводят свои аргументы, защищают свой выбор.
Учитель: продолжим притчу?!
«Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован. "Как хорошо!", сказал он. "Если уж надо сделать выбор, давай пригласим Богатство. Пусть войдет и наполнит наш дом богатством!". Его жена возразила, "Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?". Их дочь слушала все сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением: "А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарится любовь!". "Давай-ка согласимся с нашей девочкой," - сказал муж жене.
Женщина вышла и спросила у троих стариков, "Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем." Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Другие 2 старика последовали за ним. Удивленная, леди спросила Богатство и Удачу: "Я же пригласила только Любовь, почему вы идете?"
Проблемная ситуация: Как вы думаете: почему, Богатство и Удача тоже пошли за любовью, хотя их женщина не пригласила? Обсудите в группах. И выскажите мнение своей группы.
- после обсуждения в группах, представители трех групп предлагают свои варианты ответов.
- послушаем ответ стариков: «Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь, куда она идет, мы всегда идем за нею. Там где есть Любовь, всегда есть и Богатство и Удача!"
- Учитель: скажите, пожалуйста, если бы мы с вами еще раз провели процедуру выбора: Что бы вы выбрали: Богатство? Удачу? Любовь? На обратной стороне своего листика напишите начальные буквы своего выбора, если ваш выбор изменился!
- продемонстрируйте, пожалуйста, свой выбор. Ну что ж, победила Любовь!!! Я поздравляю вас с прекрасным выбором – выбором Любви!!!».
Учитель: В вашем возрасте нередко некоторые ребята не видят различия в словах «Любить» и «Нравится». Поэтому обсудите, пожалуйста, в группах вопрос:
- В чём разница между «Нравится» и «Люблю»?
– обмен мнениями между группами;
Проблемная ситуация: с каким выражением вы согласны:
- Когда Вам нравится цветок, вы его поливаете. Если вы любите цветок, вы его срываете ……
- Когда Вам нравится цветок, вы его срываете. Если вы любите цветок, вы ежедневно его поливаете.»
Обсудите в группах.
- Обмен мнениями.
Вывод: поливать – заботиться о другом, о любимом человеке. Значит, Любовь –это Забота!!! Отдавать больше, чем брать! Только отдавая, можно получить!!!!
Учитель: надеюсь, что вы хотите в будущем создать счастливую семью, Я не ошиблась в своем предположении?
- Великий писатель Лев Николаевич Толстой отмечал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга. А несчастливые семьи каждая несчастлива по –своему». Согласны ли вы с этим утверждением? Чем же похожи счастливые семьи? И чем же несчастливые семьи отличаются?
-происходит обсуждение в группах, затем представители групп отмечают схожесть счастливых семей.
-создается портрет счастливой семьи: любовь, забота, уважение, доверие, верность, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, дружба, отзывчивость, милосердие, сострадание.
«Портрет» несчастливой семьи: неуважение, зло, грубость, обман, ложь, измена и т.д.
-Учитель: И еще одна притча: «В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу: «Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо».
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?" – думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу: «Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила». «Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья». …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему: «Ну что ты так долго? Посмотрел?».
- Да!
– Ну и как там у них?»
- Создание проблемной ситуации: Как вы думаете: какой ответ даст муж жене? Обсудите ваши варианты в группах.
-происходит обмен мнениями между группами. Ребята дают аналогичные ответы, близки к ответу мужа: «У них-то все виноваты. А вот у нас все правы».
Учитель: Любовь и верность – это 2 крыла птицы по названию Семья. Согласны ли с этим утверждением? Почему важно доверять супругам друг другу? Допустима ли ложь, обман?
В ходе обсуждения ребята приходят к выводу: «Маленькая ложь рождает большое недоверие!».
Учитель: 8 июля ежегодно, начиная с 2008года, в России отмечается светлый красивый нежный праздник.
- Вы знаете как называется этот Праздник?
- «День семьи, любви и верности»!
- Почему именно 8 июля отмечается этот праздник?
- С какими именами святых связан этот праздник?
- Петра и Февронии Муромских!
Учитель: вы наверно не раз слышали такое выражение: Жили они долго и счастливо и умерли в один день? В сказках много раз читали в детстве. Знаете ли вы, что это не выдумка, а быль. И это связано именно с Петром и Февроньей жизнью Муромских!
- Что вы знаете о жизни этой благочестивой супружеской четы?
А знаете ли вы, что нет в ней ни капли выдумки? История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в г. Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику, который отмечается с 2008 года в России как День семьи, любви и верности.
Учитель: Предлагаю ознакомиться с презентациям о жизни Петра и Февронии Муромских, у каждой группы своя презентация. Они во многом схожи, но есть и отличия. Вы сможете дополнять выступления представителей из других групп. Кроме того, вы можете воспользоваться информацией о жизнеописания Петра и Февронии Муромских –тексты в приложениях 1,2.
- Происходит выступления представителей групп, дополнения.
Учитель: Скажите, чем очаровали вас отношения Петра и Февронии?
- Как вы думаете есть современные супруги похожие на чету Муромских?
- Правильно ли «День семьи, любви и верности» связан с их именами?
- Какой цветок является символом этого светлого праздника? Роза? Тюльпан? Ромашка?
- Да, вы правы – ромашка!!! Нежный символ светлой любви и верности, ведь издревле ромашка на Руси почиталась символом любви!
- В феврале отмечается день Валентина – день влюбленных, пришедший к нам из Европы. Как вы думаете есть ли отличие «Дня семьи, любви и верности» и Дня влюбленных?
- Да, День Влюбленных – это просто влюбленность друг в друга, которая к сожалению быстро проходит.
- Вы правы, наш российский праздник посвящен духовной любви!!! Наш праздник - это признание высшими ценностями Семьи – верность и преданность!!!
– Как вы думаете, актуален ли для вашей семьи этот праздник? Для вас в будущем?
- Букет ромашек в этот день вашим родителям, преподнесенный вами, согласитесь, будет вашим отношением к Вашей семье, супружеской любви ваших родителей, их верности!!!
III. Заключительная часть
Учитель: Какие же духовные ценности вы узнали сегодня?
- Помните, есть такое выражение: Какие мысли - такова и жизнь, в том числе и супружеская, семейная. Мысли материальны. Правильно думайте о своем будущем, о семье, которую вы создадите.
- Напишите по желанию, какую семью вы создадите. Будет ли для эталоном супружеского счастья для вас благочестивая супружеская чета Муромских Петра и Февронии?
- Ребята пишут свои заветные мысли о будущей своей семье.
- возможно, кто –то из вас хочет поделиться своими мыслями в своей групе.
- Совпали ли у вас ценности? Мысли о будущей семье?
_ Приятно и очень важно, что у вас на1 месте стоит взаимная любовь, взаимная верность и взаимная преданность супругов.
- Надеюсь, что ваши семьи будут именно такими счастливыми, похожими руг на друга. И очень верю, что ваши семьи будут удостоены медали Муромских Пестра и Февронии, спустя 25 лет совместной счастливой супружеской жизни!!! Мысли материальны, так и будет!!! Я верю! Ты веришь! Он верит! Она верит! Мы верим в ваши счастливые семьи!!!!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.