Методическая разработка урока по географии в 6 классе Тема: «Атмосферные осадки»
Цель урока: Изучить виды атмосферных осадков.
Задачи:
- Сформировать представление о видах осадков. Научить анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.
- Содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере.
- Развивать у учащихся познавательный интерес, самостоятельность.
Форма организации деятельности детей: фронтально-индивидуальная.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, карта полушарий, раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня наш урок пройдет не в кабинете географии, а в компьютерном классе, так как изучить новую тему нам поможет компьютер.
2. Актуализация знаний
Прежде чем приступить к изучению нового материала, я хотела бы проверить ваши знания по предыдущим темам. Учеников я приглашаю поработать с компьютерами и отгадать кроссворд на тему «Ветер. Влажность воздуха. Облака». Вы должны указателем мыши наводить на пустые клетки и вписывать буквы отгаданных слов. Нескольким ученикам я предлагаю поработать с тестом на эту же тему.
А остальным ученикам написать графический диктант с помощью условных обозначений, которые даны на форзаце учебника. Эти задания подготовят вас к изучению нового материала. Итак, за работу!
Текст для учащихся:
Мы вышли из дома. На небе не было ни облачка, светило яркое солнышко. Пройдя через луг, вышли к озеру. Здесь мы загорали и купались около 2 часов. Внезапно подул сильный западный ветер, такой, что с деревьев стали срываться листья. На небе появились кучево-дождевые облака. Кто-то из ребят определил, что ветер дует с силой около 6 баллов. Через несколько минут начался дождь. Не успев добежать до дома, мы все промокли до нитки. Дождь продолжался недолго, около 20 минут. Вскоре кучевые облака рассеялись, их стало совсем немного. И снова выглянуло солнце.
Проверим задания в парах. Те ребята, которые писали тест, проверят графический диктант у соседа по парте и наоборот. Верные ответы на доске. Поставьте друг другу оценки. А я проверю учеников, работавших на компьютерах. Молодцы!
Скажите, пожалуйста, какую большую тему мы изучаем? С чем мы уже познакомились? А вот о чем мы сегодня с вами будем вести речь вы догадаетесь прослушав фрагмент известной песни («Снег кружиться, летает, летает»).
3. Изучение нового материала
(презентация для урока №1 «Атмосферные осадки»)
Так о чем мы с вами сегодня будем говорить? (слайд 1)
Тема нашего урока «Атмосферные осадки». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами осадков, а также научимся анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.
Отгадайте загадку: Белые гуси по синему морю плывут. (облака)
Вспомните, какие бывают облака? (кучевые, слоистые, перистые)
(слайд 2)
Как же представить, что такое облако?
(слайд 3)
Мысленно представьте, что мы взлетели на небо и посмотрели на облако сверху и снизу. Его теплая нижняя часть состоит из водяных капель, разных по размеру. Средняя часть облака холоднее: здесь вместе с капельками воды находятся льдинки. На самом верху господствует мороз под 40-50ºС, в облаке плавают одни только льдинки. Ветры, бури и ураганы насквозь пронизывают облака, поэтому капельки воды и льдинки находятся в постоянном движении. Попадая то в холодную часть облака, то в теплую, они изменяются: то замерзают, то оттаивают. Сталкиваясь, капельки сливаются, увеличиваются в размерах, тяжелеют и наступает такой момент, когда они уже не могут свободно парить и падают вниз, покидая свой небесный дом. И тогда начинается…..(дождь)
А какие еще виды осадков, кроме дождя, вы знаете? (ответы учащихся)
Все осадки можно разделить на группы по разным признакам.
(слайд 4)
Осадки могут быть жидкими и твердыми.
(слайд 5)
Выделяют осадки по сезонам года.
(слайд 6)
Осадки могут образовываться на разной высоте.
Про осадки сочинено много стихов, загадок, пословиц и поговорок, и даже песен.
Вот какое стихотворение сочинили ребята из 5 класса:
Дождик, дождик босиком
Шлепает по лужам.
Очень ждут его кругом,
Всей Земле он нужен.
(слайд 7)
Дождь – жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Какой же должна быть капля, чтобы упасть на землю? Ответ найдите в учебнике на стр. 125. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые дожди проходят быстро и выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди идут обычно долго и выпадают из слоистых облаков.
Знаете ли вы, что самая большая капля, упавшая на Землю, была размером 9,4.мм. (показать образец)
Самый продолжительный дождь шел в Индии. (показать на карте полушарий)
Он продолжался 12 месяцев, т. е. ровно год.
Бывают осадки, когда капли воды мельче капель дождя. Они не дают кругов на воде и едва ощутимы на лице.
(слайд 8)
Это морось – жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель.
(слайд 9)
Твердые осадки в виде снега выпадают из многих видов облаков в холодное время в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек.
Предлагаю конкурс на лучшую снежинку.
(слайд 10)
(слайд 11)
Нет ни одной одинаковой снежинки, и у нас тоже они получились разные. (показ)
Рассыпался горох на тысячи дорог, никто его не подберет. Что это? (град)
(слайд 12)
Град – осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, разных размеров, обычно с горошину и мельче. Но иногда и размером с куриное яйцо!
Похожа на град снежная крупа, только это не ледяной, а снежный шарик.
Разгадайте ребус (роса)
(слайд 13)
Роса не выпадает из облаков. Это капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара с понижением температуры, обычно ночью.
(слайд 14)
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся на охлажденной поверхности из водяного пара.
Вспомните известную песню про этот вид осадков. Раньше ее пели наши мамы и даже бабушки, а сейчас ее поет популярный певец Витас. (Синий иней)
Что же такое атмосферные осадки?
(слайд 15)
Запишите определение в тетрадь.
Количество осадков измеряется с помощью осадкомера.
(слайд 16)
Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки, например снег, в сторону. При определении количества осадков из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки определяют путем складывания результатов двух измерений. Так же можно сосчитать количество осадков за месяц или за год.
На нашей планете осадки выпадают неодинаково. Как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли? Откройте учебники на стр. 126. Познакомьтесь с диаграммой (т.е. графиком) годового количества осадков для города Владивостока. (показать на карте)
Определите:
а) количество осадков, выпадающих за год;
б) месяц, за который выпадает самое большое количество осадков;
в) месяц с самым маленьким количеством осадков.
Сейчас и мы научимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков.
1) Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.
2) По вертикальной оси откладываем количество осадков в мм.
3) По горизонтальной оси – месяцы, начиная с января (масштаб – в 1 см 1 месяц).
4) Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков за этот месяц.
5) Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – в соответственное количество осадков и замыкаем столбик отрезком.
Таблица данных: (слайд 17)
январь |
10 мм |
февраль |
15 мм |
март |
5 мм |
апрель |
10 мм |
май |
15 мм |
июнь |
25 мм |
июль |
30 мм |
август |
40 мм |
сентябрь |
60 мм |
октябрь |
65 мм |
ноябрь |
50 мм |
декабрь |
30 мм |
Покажите, какие диаграммы у вас получились.
Какие причины могут влиять на количество осадков? Прежде всего, ветры, преобладающие над данными территориями. Выполните задание на стр. 127.
Вывод: осадки приносят ветры, дующие с океана.
Я думаю, что вы запомнили, какие бывают осадки, научились анализировать и чертить диаграммы выпадения осадков. Давайте проверим.
4. Закрепление изученного материала
– Назовите виды осадков.
– На какие группы их можно разделить?
– Какого размера должна быть дождевая капля, чтобы упасть на землю?
– Каким прибором можно измерить количество осадков?
– Что можно узнать, проанализировав столбиковую диаграмму годового количества осадков?
5. Домашнее задание
Стр. 124-127, прочитать, уметь ответить на вопросы. Собрать как можно больше примет, предвещающих ясную и пасмурную погоду.
6. Итог урока
– Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, как чертить диаграмму годового количества осадков. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным. Я очень рада за вас и жду всех на следующий урок.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.