Методическая разработка урока
Тема урока: «Модификационная изменчивость»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока: изучить особенности и значение фенотипической изменчивости, статистические закономерности модификационной изменчивости, научить строить вариационный ряд и вариационную кривую, закрепить понятие «норма реакции», уметь найти среднее значение признака, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умение применять полученные знания на практике;
Задачи:
- Образовательные:познакомить с признаками и значениями модификационной изменчивости, научиться проводить исследованиями и применять методы математической статистики в биологии; отработать навыки выполнения практической работы; выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака; создать условия для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях.
- Развивающие:продолжить совершенствовать навыки самостоятельной работы при выполнении практических работ; формировать навыки получения и обработки фактического материала математическими методами; развивать умения выделять главное в изучаемом материале, анализировать, обобщать исследуемые факты, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки, совершенствовать умения работать в минигруппах .
- Воспитательные:способствовать формированию наблюдательности и научного мировоззрения; формировать интерес к изучаемым предметам через использование технологичных форм обучения и создание ситуации успеха; стимулировать любознательность, активность на уроке.
Межпредметные связи: биология и математика.
Опорные знания по биологии: наследственность, изменчивость, модификационная изменчивость, норма реакции, влияние окружающей среды на живой организм.
Опорные знания по математике: статистическая обработка информации, общий ряд данных, варианты измерения, закономерности числовых показаний, среднее значение признака.
Оборудование: инструктивные карточки, раковины моллюсков, шишки, хвоинки сосны.
Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, исследовательский, логико-словесный.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа и работа в минигруппах .
Планируемые результаты:учащиеся научаться применять математические методы для обработки биологической информации, получат навык самостоятельной работы проводить исследования, ознакомятся со статистическими данными фенотипической изменчивости, узнают особенности, признаки и значение ненаследственной изменчивости.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин).
Приветствие, определение темы урока, эмоциональный настрой учащихся на урок
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к работе, присутствующих, объявляет тему урока, создаёт рабочий настрой на урок.
Эпиграф нашего урока:
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает.
Мы все равно читаем в ней.
Но кто, читая, понимает?
Д. Веневитинов
Как Вы понимаете это высказывание? Сегодня на уроке мы попробуем открыть и объяснить ещё один закон природы, проанализировать варианты его проявления.
2. Мотивационно-ориентировочный этап. (3 мин)
Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала (проблемная ситуация).
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Внимание на экран -демонстрация слайдов: листьев одного растения, разной длины, окраска шерсти зайцев, божьих коровок, крылья бабочек белянки… Какие признаки объединяют данные организмы? (Особи одного вида отличаются морфологическими признаками, которые возникли из-за действия окружающей среды и вызвали проявление ненаследственной изменчивости).
Тема урока МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ.
Сегодня на уроке мы узнаем, что наследуется не признак как таковой, а способность организма (его генотипа) в результате взаимодействия с условиями среды давать определенный фенотип, или, иначе говоря, наследуется норма реакции организма на внешние условия среды.
3. Актуализация опорных знаний. (7 мин)
Организация деятельности учащихся, направленная на повторение пройденного материала
Задает учащимся вопросы, выявляет пробелы в знаниях и их корректирует.
– Что такое изменчивость?
– Что такое генотип и фенотип?
– Какие формы изменчивости существуют у живых организмов?
– Дайте определения понятия модификационной изменчивости.
– Приведите примеры модификационной изменчивости у человека.
Давайте заполним схему:
Приведённые термины расставьте в соответствующие столбцы.
4. Изучение нового материала
Ненаследственная изменчивость способствует лучшей приспособляемости организма к условиям окружающей среды. Пределы модификационной изменчивости признака называют его нормой реакции. Молочность коров, яйценоскость кур обладают широкой нормой реакции – это количественный признак; окраска шерсти, перьевого покрова обладают узкой нормой реакции – это качественный признак. Приводятся примеры (слайды презентации) и объясняются их значения: усиление пигментации кожи – загар – под влиянием ультрафиолетовых лучей, мощное развитие мышечной системы в результате физических нагрузок, изменение окраски и плотности шерсти у зайцев, изменения листьев у стрелолиста и лютика водного (гетерофилия)… Данная форма изменчивости не связана с изменениями в генотипе, а наследуемая норма реакции помогает лучше выжить организму в изменяющихся условиях окружающей среды.
Динамическая пауза (физкультминутка) 2 мин.
Давайте попробуем выявить закономерности модификационной изменчивости, пределы изменчивости признака, определить её среднее значение. Для этого проведём практическую работу. Используя статистический метод, охарактеризуем модификационную изменчивость признаков раковин моллюсков, шишек сосны, хвоинок сосны (по группам)
Применение знаний в новых учебных ситуациях, исследования проявления нормы реакции в ходе выполнения практической работы (13 мин)
- Инструктаж по выполнению исследования
- Выполнение исследования
Учитель рассказывает о сборе информации, организует распределение учащихся по группам (парам), зачитывает карточку – инструкцию (приложение 1), делая по ходу чтения необходимые пояснения, отвечая на вопросы учащихся; наблюдает за ходом работы групп (пар) учащихся, помогает, при возникновении затруднений.
Цель работы: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака. Инструктивная карточка: (слайд 8,9)
- Расположите исследуемый объект одного вида в порядке возрастания их длины.
- Число объектов, имеющих одинаковую длину, объедените в одну группу и внесите данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположит ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (длина ………), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие – редко.
Размер раковины (см) |
V |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
Число (шт) |
P (n) |
3 |
5 |
|
|
|
|
|
|
- Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака;( можно пользуясь Мастер диаграмм)
- Определите среднюю величину выраженности признака по формуле
,
где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.
Построение вариационной кривой
Вывод: чаще всего встречается………. , потому что……..
6. Обобщение и закрепление результатов исследований. (10 мин)
1) После сдачи тетрадей для практической работы, обсуждается вывод и дополняется, что в природе чаще всего всегда встречаются средние показатели признака, так как это основа стабилизирующего отбора.
2) Применение и коррекция полученных знаний:
– Есть ли пределы проявления признаков?
– Какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?
– Достаточно ли 5 особей для того, чтобы выявить пределы и средние данные нормы реакции?
– Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
– Решите биологическую задачу:
1) Почему у людей, живущих в местностях на уровне моря, в 1мм3 крови эритроцитов в 2 раза меньше, чем у людей, живущих высоко в горах? Изменится ли формула крови при переселении людей из горной местности на равнину?
2) Близнецам мальчикам в 18 лет пришлось уехать учиться в разные города – одному в Новосибирск, а другому в Севастополь. Через 4 года они встретились и оказались разными… Юноша из южного города имел большую массу тела, а его брат, приехавший с Севера, стал выше ростом. Объясните причины этих изменений. Что произойдёт, если молодые люди станут дальше проживать в одном городе?
... Пределы проявления признаков есть. Они определяются генотипом и не выходят за пределы нормы реакции.
…Среди показателей изменчивости признака чаще всего встречаются средние значения признака, а минимальные и максимальные проявления признака встре-чаются намного реже.
…Чем больше данных, тем более четко проявляется закономерность. Среднее значение признака обнаруживается только при массовых подсчетах
… Модифиационной изменчивости присущи статистические закономерности
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание
(2 мин)
– Сегодня на уроке отлично работали учащиеся…
Информирует о домашнем задании
Обязательная часть: читать и отвечать на вопросы §32
Дополнительная часть по выбору: подготовить сообщение или презентацию , «Влияние на рост и массу человека питания»
8. Рефлексия (3 мин)
Анализ эмоциональной составляющей урока.
Задает вопросы («Три что»):
– Что вам дал сегодняшний урок для жизни?
– Что на уроке вам понравилось больше всего?
– Что научились делать на уроке?
Диалог с учителем, обсуждение.
Оценивают свою работу и настроение на уроке, делают выводы.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.